Ежегодно свыше 1 трлн тенге не доходит до казахстанского бизнеса из-за сделок на товарных биржах. Об этом заявил премьер-министр Алихан Смаилов, передает LS.
По его словам, в Казахстане насчитывается 10 товарных бирж, которые торгуют зерном, нефтепродкутами, углем и прочими товарами.
"С ними были связаны большие ожидания. Тем не менее товарные биржи до сих пор не в полной мере выполняют свой функционал на рынке. Одной из главных проблем стало то, что они используются недропользователями для своих нужд. Большая часть биржевого рынка сконцентрирована именно на обслуживании таких закупок, где нет обязательств по соблюдению местного содержания. В итоге ежегодно более 1 трлн тенге не доходит до нашего бизнеса. Так не должно быть", – заявил он.
Закупки недропользователей должны работать на страну, добавил премьер.
"Еще одна проблема – это отнесение товарных бирж к субъектам микропредпринимательства, что позволяет им избегать проверок и выплачивать низкие налоговые отчисления. В целом выявленные недостатки должны быть устранены в рамках нового законопроекта. В связи с этим необходимо следующее. Первое – госорганам в течение двух дней согласовать проект заключения правительства на законопроект по вопросам биржевой торговли. Второе – министерству цифрового развития проработать вопрос повышения информационной безопасности программного обеспечения данных площадок с учетом имеющихся мировых стандартов", – поручил Смаилов.
Третье – по его словам, министерствам торговли и юстиции следует разработать пакет поправок в КоАП по ужесточению ответственности товарных бирж и ее участников.
"Совместно с министерствами нацэкономики, транспорта и госфондом "Самрук-Казына" надо разработать комплекс мер по стимулированию реализации биржевых товаров", – поручил Смаилов.
В свою очередь министр торговли Арман Шаккалиев рассказал о разработанном законопроекте. Документом предлагается ужесточение регуляторных требований к биржам и усиление госконтроля, а также исключение обхода закупочных процедур недропользователей и обеспечение доступа отечественных производителей к прозрачным торговым инструментам.
"Предлагаем исключить биржи из категории субъектов малого и микропредпринимательства. Их годовой оборот превышает триллионы тенге. По итогам 2022 года объем сделок составил более 2,5 трлн тенге, а за 10 месяцев этого года – 1,6 трлн тенге. Также предлагаем повысить финансовую устойчивость товарных бирж. Размер уставного капитала составит 600 тыс. МРП, это порядка 2 млрд тенге. Гарантийный фонд – 100 тыс. МРП (345 млн тенге)", – пояснил министр.
Он также напомнил, что местный бизнес не может выйти на товарные биржи.
"Взносы за вход и участие составляют от 250 тыс. тенге до 95 млн тенге. Естественно, это неподъемные расходы для большинства предпринимателей. Поэтому нами предлагается установить единые максимальные размеры взносов и платежей за участие в торгах. К этому вопросу мы подойдем дифференцированно. Еще один момент: предлагаем главных участников торгов, а это брокеры и клиринг-центры, включить в категорию субъектов финансового мониторинга. Также мы формируем список биржевых товаров. Из них предлагаем выделить социально значимые – это уголь, пшеница, нефтепродукты и продовольственные товары", – продолжил Шаккалиев.
После этого он пояснил, что их торговля будет осуществляться только на тех товарных биржах, которые войдут в специальный перечень. При этом сам список участников будет определен правительством на конкурсной основе.
"Это позволит обеспечить прозрачное ценообразование на товары, а также отследить потоки как внутри страны, так и во внешнеэкономической деятельности. В качестве стимулов выхода на биржу предлагается: для отечественных товаропроизводителей социальных товаров – применить метод зачета при уплате НДС. А для нацэкспортеров – упрощенный порядок возврата НДС, например, до пяти дней (сейчас 15). Также совместно с "Қазақстан темір жолы" хотим пересмотреть тарифы на логистику в случае заключения биржевой сделки", – озвучил стимулирующие меры министр.
Далее, по его словам, предлагается исключить возможность обхода госзакупок через товарные биржи.
"Это более 40 млрд тенге ежегодно. По аналогии с госзакупками будет введен реестр недобросовестных участников биржевых торгов. Также имеются поправки, направленные на запрет на технологии автоматизированной ускоренной подачи заявки. Для доминирующих субъектов рынка предлагается ограничить выход на торги через посредников и закрепить для них статус дилера", – рассказал он.
При этом по закупкам недропользователей предлагается их перевод на специализированные электронные торговые площадки, синхронизированные с реестром товаров, работ и услуг NАDLOC.
"Это действующий способ закупа. То есть законодательная база есть, однако недропользователями она многие годы не используется. При этом для свободного доступа на электронные площадки мы предлагаем исключить сборы и взносы для отечественных производителей. Также предлагается пересмотреть требования по соблюдению коммерческой тайны на бирже. Все сведения по участникам и сделкам будут публиковаться в открытом доступе после подведения итогов торгов. В результате биржевая торговля должна выступить важным драйвером роста торговли, экономики и отечественного производства. Ключевым результатом станет формирование прозрачного рыночного ценообразования и усиленный контроль за денежными потоками участников площадки", – резюмировал глава ведомства.
Ранее сообщалось, что казахстанские госорганы и квазигоскомпании избегают прямых закупок местных товаров. Кроме того, в Казахстане планируют отменить сертификаты на местные товары.