В Казахстане займутся снижением последствий от паводков и засухи. Также планируется существенно сократить потери воды. LS выяснил подробности.
По информации министерства водных ресурсов и ирригации, в среднесрочной перспективе предстоит решить ряд проблем.
В том числе речь идет о климатических изменениях. Они влияют на увеличение нормативов потребления со стороны сельского хозяйства. На данный момент разрабатывается долгосрочный документ. Он предусматривает в том числе управление паводковыми ресурсами и снижение последствий засух.
В рамках данного направления планируется развивать информационные системы, которые будут моделировать и прогнозировать природные инциденты. Также будет внедрена цифровая платформа по потреблению на основе данных дистанционного зондирования Земли и полевой верификации.
Немаловажной проблемой в министерстве назвали непродуктивные потери ресурса при транспортировке.
В стране основная доля забора приходится на сельское хозяйство – более 60%, или 11,2 куб. км в 2022 году (в 2009 году – 10,6 куб. км). Потери же в данной сфере с 2009 по 2022 год выросли с 2 куб. км до 2,2 куб. км соответственно.
"Из-за технического состояния хозяйственной инфраструктуры в среднем с 2020 по 2022 год утрата при транспортировке по магистральным каналам достигла 20% от общего забора. С учетом межхозяйственных и внутрихозяйственных каналов данный показатель превышает 50%", – заметили в МВРИ.
Ситуацию, по информации министерства, осложняет реализуемая тарифная политика. Она ориентирована на снижение ценового давления с учетом запланированного коридора инфляции и вклада отрасли в этот процесс. Но слабо учитываются потребности в модернизации основных фондов. Это влияет на инвестпривлекательность и обеспечение стабильности в работе предприятий. В ведомстве считают, что в сфере водоснабжения нужна прогнозируемая стоимостная политика, предусматривающая индексацию на уровень инфляции.
Вместе с тем в стране планируют уменьшить показатель потерь ресурса при транспортировке с 50% до 25% в 2024-2030 годы. Сделано это будет за счет реконструкции и строительства гидротехнических сооружений, автоматизации и цифровизации отрасли.
Также будут до 1,3 млн га (более 50%) расширены площади сельскохозяйственных полей, которые применяют водосберегающие технологии. Появится возможность сэкономить около 2,1 млрд куб. м и существенно повысить урожайность.
Параллельно с этим на 30% увеличены субсидии для аграриев за внедрение влагосберегающего оборудования. Теперь они составляют 80%.
Еще одной проблемой является то, что Казахстан зависит от стока трансграничных рек, таких как Ертiс (Иртыш), Или, Сырдарья, Жайық (Урал) и другие. В связи с этим страна заключила ряд соглашений с соседними государствами, чтобы обеспечить потребности граждан и экономики необходимыми запасами.
Например, в рамках Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), куда входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, проходит распределение ресурсов в бассейнах рек Сырдарья и Амударья. В этот поливной сезон по реке Сырдарья в РК должно поступить 3,9 млрд куб. м, по межгосударственному каналу Достык – 922 млн куб. м, по реке Талас – 380 млн куб. м, а по реке Шу – 180 млн куб. м.
В настоящий момент разрабатывается проект соглашения о создании механизма водно-энергетического сотрудничества между странами Центральной Азии. Ведутся переговоры с Китаем более чем по 20 рекам, среди которых Ертiс, Или и Эмель.
Кроме того, Казахстан договорился с Узбекистаном об установке счетчиков, которые позволят подсчитывать точный объем потребляемой обеими странами воды. При этом оба государства поставят оборудование друг у друга (не у себя – прим. LS). Обмен информацией будет проходить онлайн. На данный момент эксперты решают, где будут размещены считывающие объекты. Ведутся переговоры с международными организациями для их привлечения к проекту.
Для снижения зависимости от других стран на 25% будут построены 20 новых водохранилищ мощностью 2,4 куб. км и реконструированы 15 объектов с объемом 1,9 куб. км. Будут оцифрованы оросительные каналы и приняты другие меры.
Между тем, отвечая на вопрос LS о нехватке, в министерстве отметили, что дефицита воды как такового нет. Ежегодно на территории Казахстана собирается запас объемом 106 куб. км. Из них чуть более 1%, или 1,2 куб. км, идет на обеспечение населения питьевой услугой. Годовое потребление для нужд экономики равно около 25 куб. км. В том числе 25% – на нужды промышленности, и более 60% – на сельское хозяйство.
Тем не менее, по предварительным прогнозам ведомства, до 2030 года ожидается сокращение внутренних ресурсов речного стока со 106 куб. м до 104 куб. м. Это связано со снижением объема из сопредельных стран с 50,8 куб. км до 46,4 куб. км. Хоть ожидается увеличение запасов из-за таяния ледников, по мере их убывания сток также будет уменьшаться. Это может привести к тому, что отдельные регионы могут испытывать дефицит, если не принять соответствующие меры.
В целом запланировано реформирование системы управления водным хозяйством. Например, будет проведена перезагрузка ключевых компаний отрасли с материальным и кадровым усилением. Общественность сможет участвовать через бассейновые советы. Будет создан механизм для общественного контроля и участия. Улучшение качества образования также предусмотрено.
Ожидается, что в результате негативные последствия от опасных явлений гидрологического характера (паводки, наводнения, засуха) будут минимизированы. Население и экономика будут обеспечены ресурсом на 100%. Объекты будут восстановлены до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия для жизни. Средний расход воды на производство единицы продукции будет снижен в три раза.
Ранее LS сообщал, как в Мангистауской области решат вопрос с дефицитом воды.