Около 30% безработных в Казахстане – это люди с высшим образованием. Об этом заявил экономист Жаксыбек Кулекеев на заседании Think Tank Club “Aspandau” по вопросам рынка труда в Алматы, передает LS.
Он отметил, что в целом в стране наблюдается рост безработных и самозанятых людей, включая людей с дипломом. Эта тенденция, по мнению экономиста, продолжится.
"Последние годы экономика Казахстана стала развиваться с темпом в 1%, а население растет с темпом в 1,5%. Министерство национальной экономики закладывает в прогнозах улучшение экономики в 1-2%. С приростом населения в 1,5% эти показатели недостаточны", - пояснил он.
Кулекеев отметил, что в Казахстане есть рабочая сила и трудовые ресурсы, но человеческий потенциал с каждым годом ухудшается. Иными словами, люди не соответствуют требованиям работодателей. По мнению спикера, эта проблема несет систематический характер.
Состояние рынка занятости
Согласно статистике, приведенной Кулекеевым, в 2016 году численность занятого населения снизилась с 8,6 млн человек до 8,5 млн человек. В том числе самозанятых с 2,3 млн человек до 2,1 млн человек. Количество безработных также уменьшилась на 10 тыс. человек.
Спикер отметил, что с 1991 года сельская занятость выросла на 131,5%, а городская только достигла уровня 1991 года. При этом общая картина работающих в стране улучшалась за счет увеличения сел, а там показатели росли за счет самозанятого населения.
"Из этого количества самозанятых людей только 15% работают на выпуск товаров. Остальные живут для себя и не представляют никакого экономического профита. Доля самозанятого населения остается на высоком уровне 25,4%. Причем среди них высока доля непродуктивно занятых", - отметил Кулекеев.
Экономист отметил, что в структуре безработных растет доля населения с высшим и средним профессиональным образованием и снижается доля людей без квалификации.
"Также при количестве занятого населения 8,6 млн человек регулярные пенсионные и социальные отчисления осуществляют только около 5,8 млн человек. Что усиливает социальную уязвимость отдельных категорий занятых. Менее 10% от общего количества безработных обращаются в службы занятости и регистрируются, что свидетельствует о низкой эффективности работы действующих служб занятости. Рынок труда в настоящее время не радует", - объяснил спикер.
Будущее рынка труда
По прогнозам Кулекеева, к 2050 году ожидается географический разрыв между спросом на работу и предложениями. Он отметил, что на данный момент наблюдается отток специалистов на юг и нехватка рабочих рук на севере.
"Численность трудоспособного населения Южно-Казахстанской области вырастет на 170%, Мангистауской – на 164%, Жамбылской – на 153. В Северо-Казахстанской области этот показатель упадет до 61%, в Костанайской – до 69%, в Павлодарской – до 73%. Связано это с неравномерной миграцией. А это в свою очередь – с отсутствием информации о рынке труда в региональном разрезе", - заметил он.
Кулекеев добавил, что, помимо проблемы географического разрыва, требования работодателей в квалифицированных кадрах и нужды соискателей в работе будут удовлетворяться гораздо меньше.
Причины
Основной проблемой Кулекеев назвал децентрализацию рынка труда. Отсутствие единого органа, по словам спикера, приводит к слабой координации занятости по стране. Например, более 30% работающих находятся не на своих специальностях. Он отметил, что на данный момент в Казахстане отсутствует биржа труда, поэтому нарушен принцип функционирования рынка.
Помимо этого, экономист пояснил, что государственный фонд социального страхования не принимает участия в финансировании стимулирования рынка труда, потому что работает как финансовый институт, а не как институт рынка труда.
"Кроме того, безработные граждане не мотивированы в посещении центров занятости и в получении статуса безработного из-за сложности регистрации, а также отсутствия реального содействия в трудоустройстве и материальной поддержки со стороны служб занятости. В силу этого база данных о кадрах у служб занятости неполная. Поэтому работодатели не проявляют большого интереса к их услугам. Слабая координация занятости приводит к росту дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда. И не способствует объективной оценке эффективности реализуемых государством мероприятий по повышению занятости и сокращения безработицы", – высказал свою точку зрения Кулекеев.
Задачи новой модели занятости
Кулекеев считает, что государство сможет сократить безработицу и поддерживать ее на социально приемлемом уровне. Также будут разработаны организованные, правовые и экономические условия функционирования регулирования рынка труда. Для этого необходимо:
- создать эффективно функционирующие институты рынка труда страны. Они должны отвечать требованиям современной рыночной экономики, способствовать повышению эффективности реализации государственной политики занятости и создавать лучшие условия для трудоустройства безработных граждан с учетом их способностей и квалификации;
- обновить систему правового регулирования занятости путем изменения и дополнения трудового и социального законодательства. Оно в свою очередь должно быть ориентировано на поддержку граждан, ищущих работу, а также обеспечить социальную защиту в сфере занятости.
"Я предлагаю создать единую государственную службу содействия занятости и передать ей все существующие центры. У нас для этого все есть, причем сильных затрат не потребуется. На данный момент у центров занятости нет центрального аппарата, зато у министерства труда есть информационно-аналитический центр, который может выполнять эту функцию. Тогда появится единая биржа труда с региональными офисами", - объяснил свою идею Кулекеев.
Он добавил, что при этом нужно создать фонд содействия занятости. По словам Кулекеева, на сегодняшний день каждый работник отчисляет в ГФСС 5% от своей зарплаты, в том числе 1% на страхование от безработицы. Этот 1% Кулекеев предлагает отдать в созданный фонд.
"Сегодня деньги мертвым грузом лежат, когда существует масса нерешенных проблем. Если ежегодно поступает порядка 50 млрд тенге, то менее 1% тратится на осуществление страховых выплат. 99% этих денег лежат мертвым грузом. Эти деньги можно направить на создание государственного центра занятости", - заметил экономист.
Резюмируя все вышесказанное, Кулекеев пояснил, что, согласно международному опыту, проблемы занятости решаются через биржи труда. В Казахстане этот рынок до конца не сформирован и деятельность существующих институтов в настоящее время не соответствует требованиям времени, поскольку носят разрозненный характер.
По этим причинам спикер считает, что нужно принимать новые меры по созданию условий для развития человеческого капитала.
В свою очередь экономист Рахим Ошакбаев напомнил, что ухудшение на рынке труда связано не только с отсутствием централизации. По его мнению, в первую очередь стоит обратить особое внимание на систему образования.
"Я не считаю, что работа не по профессии является проблемой. В этом проявляется умение адаптироваться под современные реалии. По моему мнению, серьезным барьером является неподготовленность самих людей, так как система образования не дала им базовых знаний, причем на уровне школы. Если государство хочет получить квалифицированные кадры, то должно сконцентрироваться здесь", - заметил он.
Помимо этого, экономист отметил, что пора признать проблему рынка труда и приступить к решению вопросов.
"Согласно подсчетам и опыту ОЭСР, Казахстану к 2030 году надо создать 1,5 млн рабочих мест. Это каждые пять лет по 500 тыс. Правительство сейчас отвечает тем, что существуют программы вроде "Дорожной карты занятости". В реальности у этих программ есть две задачи – переобучение и обучение предпринимательству с последующим кредитованием. К 2025 году предполагается выдать 31 тыс. микрокредитов. То есть массового предпринимательства не будет. Это не соотносится с 1,5 млн рабочих мест. Поэтому программа – прокрастинация перед неизбежным", - заметил он.
Единственным способом Ошкабаев назвал стимулирование рабочих мест в частном секторе. Здесь, по словам экономиста, отсутствуют институты по подготовке кадров. Например, многие крупные компании содержат ненужных сотрудников, когда могут переквалифицировать их под другие специальности. В другой отрасли в это время не хватает работников, но нет специальных школ по подготовке нужных кадров.
"Допустим, в Казахстане много кофеен нуждается в грамотном баристе. И если бы они знали, что можно обратиться в определенную компанию, которая подготовит под их нужды людей, то вопрос безработицы был бы меньше. Конечно, есть профессии, где за месяц не станешь сносным специалистом, например, врачи. Однако очень много специальностей, под которые можно динамично адаптироваться", - заметил он.
Еще одной проблемой в сфере занятости Ошакбаев назвал рост серого рынка труда, когда работодатель не заключает с сотрудником соответствующий договор. Причиной этому экономист назвал усиление налоговой политики.
"Когда увеличивается налогообложение, компании становится выгоднее не брать лишнего работника на официальных условиях. Так как за него приходится больше платить. Или же компания называет одну зарплату, а выплачивает другую. В связи с этим работник сам становится социально уязвимым. Считаю, что налоговая система должна стимулировать компании создавать рабочие места, а не наоборот – уменьшать их или скрывать", – заключил он.