Большинство госорганов в стране даже не понимают, что они обязаны защищать права потребителей в своей сфере. Об этом заявил представитель КРЕМиЗК и ПП Рустам Ахметов, передает корреспондент LS.
Как отметил заместитель председателя комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей министерства нацэкономики, государству пора признать отсутствие в стране эффективной системы госконтроля по защите прав потребителей.
"Уполномоченный орган занимается лишь координацией деятельности и разъяснением законодательства. Другие госорганы даже не понимают, что они должны защищать права потребителей в своей сфере. Из этого вытекает, что практически все положения закона о защите не обеспечены госконтролем. И если потребитель столкнулся с нарушением этих прав, то он остается наедине с предпринимателем, а чаще с огромной сетью, и защищать свои права будет самостоятельно через суд", - сообщил Ахметов.
Зампредседателя комитета посетовал, что была большая надежда на общественные организации, их в стране более 120, но работают фактически лишь 50%. Их основная проблема – отсутствие денег, материально-технической базы для проведения экспертиз.
"Система общественного контроля сегодня требует должного финансирования и обеспечения", - добавил он.
Ахметов также рассказал, что в течение года в комитет поступило более 30 тыс. жалоб от потребителей, причем их количество постоянно растет. 74% всех обращений приходится на долю финансовых услуг.
"В основном жалуются на вопросы рефинансирования задолженности и на обслуживание банковских займов. Не соблюдаются права потребителей в части содержания договоров, не предоставляется полная информация, связанная с комиссией по обслуживанию кредита, навязываются дополнительные банковские услуги, скрывается реальная эффективная ставка по банковским займам", - объяснил он.
Еще 10% жалоб, по словам Ахметова, приходится на сферу ЖКХ. Основная проблема в том, что не проводят юридическую регистрацию кондоминиумов, что приводит к непрозрачной работе КСК. Кроме того, часто жильцы не могут получить информацию о составляющих комуслуги тарифах. Также бывает необосновано сдают в аренду коммунальные площади и навязывают услуги аффилированных компаний.
Еще 9% всех обращений касаются розничной торговли.
"Основная масса претензий к срокам и качеству товаров, а также их возврату. Есть проблемы ввоза товаров. Во многих странах, прежде чем завезти товар, на границах он проходит подтверждение соответствия качеству. А у нас, наоборот, сначала проходит через границу, потом получает подтверждение. Кроме того, потребитель не может вернуть товар и найти продавца", - продолжил Ахметов.
Существует также проблема с непрозрачностью образования тарифов естественных монополий.
"Мы сейчас переходим на е-формат с тем, чтобы у каждого потребителя была возможность самому зайти и посчитать свои затраты. В целом система защиты прав потребителей и само законодательство нуждаются в совершенствовании, а именно в повышении контроля за правами потребителей", - резюмировал заместитель председателя комитета.