В Казахстане дорожают авто и запчасти – эксперты

Рост цен связан с импортом компонентов

30 ноября 2020 года

В Казахстане растут цены на машины и запчасти. Эксперты в сфере автобизнеса высказали LS мнение о том, что изменение стоимости связано с высокой долей импорта компонентов. 

По словам директора по стратегическому планированию "КазАвтоПрома" Артура Мискаряна, за 10 месяцев 2020 года импортные модели подорожали на 23%, до 13,7 млн тенге, в среднем, а локализованные модели – на 13%, до 7,6 млн тенге.

Он уточнил, что на цены повлияли удорожание импортной составляющей и то, что спрос на доступные модели в стране стал опережать предложение.  

"Пока мы видим рост на уровне 16-17% к прошлому году. Учитывая сезонность, в декабре это может быть 20%. В 2020-м любые прогнозы особенно шатки, как оказалось", – уточнил Мискарян.

Говоря об импортных комплектующих, глава союза напомнил, что в начале весны в Казахстане наблюдались перебои с поставками. Это было связано с тем, что из-за пандемии заводы по всему миру брали вынужденную паузу.

"Тогда вопрос с поставками автомобилей удалось решить довольно оперативно. Тем не менее пандемия не могла не сказаться на доходах населения, и в этом году мы четко видим, что спрос ушел в сторону бюджетных автомобилей: по данным за 10 месяцев, модели до 5 млн тенге выбрали 32% покупателей. Наши партнеры из разных стран делятся похожими наблюдениями", – заметил Мискарян.

Он добавил, что рынок растет и авто не хватает: в Казахстане на 1 тыс. жителей приходится 190 машин по сравнению с 320-340 авто на 1 тыс. жителей в России и Беларуси.

"В Казахстане хороший потенциал для развития автопроизводства, нужно развивать проекты с нормальной мощностью, привлекательной для производителей компонентов. Для этого инвесторы должны быть уверены в том, что правила игры не изменятся в любой момент. Только в таком случае можно будет снижать зависимость от импорта", – высказал свою точку зрения Мискарян.

Председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Берик Заиров также обратил внимание на то, что стоимость автомобилей и запчастей в Казахстане растет вместе с увеличением курса доллара из-за высокой доли импортируемых комплектующих.

"Рост стоимости автомобилей идет прямо пропорционально курсу доллара, что доказывает низкую локализацию производства автомобилей. Ограничения в виде утилизационного сбора, регистрационного сбора и субсидии от государства почему-то не стимулируют автопроизводителей снижать стоимость машин за счет увеличения локализации производства и других мер. Проблемы импорта составляющих авто не решится, пока локализация производства автомобилей не будет увеличена хотя бы до 70%. Основную часть запасных частей для автомобилей местного производства необходимо производить в Казахстане. У одного бренда автомобилей более 10 тыс. различных видов запасных частей, поэтому для рентабельности производства должна быть сокращена линейка брендов, как, например, в Узбекистане. Кроме того, по автомобилям местного производства необходимо сократить ассортимент запасных частей. Иностранные корпорации искусственно расширяют ассортимент запасных частей для стимулирования продаж. Одна и та же запасная часть незначительно видоизменяется и ей присваивается новый артикул, а некоторые идентичные запасные части специально продают под разными артикулами", – пояснил Заиров.

Вместе с тем, по словам главы ассоциации, если авто в Казахстане дорожают пропорционально курсу доллара, то стоимость ремонта в стране не изменилась значительно.

В основном подорожали б/у автозапчасти, так как они также импортируются и привязаны к валюте. По прогнозам Заирова, из-за того что автопарк стареет, количество машин, пригодных для разбора, будет уменьшаться. Это также повлияет на удорожание автокомпонентов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.