Государство смогло вернуть всего 1,4% имущества, которое подлежит конфискации

5 августа 2022 года

Чуть более 1% от суммы, которая подлежит к взысканию по уголовным делам, было возвращено государству. Об этом сообщает Агентство по финансовому мониторингу, передает LS.

Согласно концепции проекта антикоррупционного закона*, только за 2022 год сумма, подлежащая взысканию по уголовным делам в пользу государства, составила свыше 282 млрд тенге. При этом взыскано всего 3,7 млрд тенге, или 1,4% от общей суммы. Остаток суммы, подлежащей взысканию по уголовным годам в пользу государства, за прошлые года составил 66 млрд. тенге.

Вместе с тем, согласно анализу Global Financial Integrity (GFI), из Казахстана в 2004-2013 годах выведено $167,4 млрд. В своих расчетах эксперты GFI выявляют фальсификации торговых документов, из-за которых становятся возможными вывод и отмывание денег, уклонение от уплаты налогов и пошлин, сокрытие прибылей на счетах в офшорах и т.д.

Другое исследование GFI показывает ежегодный разрыв в стоимости товарных потоков, циркулирующих между Казахстаном и его торговыми партнерами, в $8,5 млрд, или более $85 млрд, за период 2009-2018 годов.

Организация Tax Justice Network в свою очередь фиксирует ежегодный отток капитала из Казахстана на уровне $212 млн. А в 2021 году она оценивала объем размещенных казахстанцами богатств в офшорах в $45,7 млрд.

Вместе с тем данные Национального банка показывают, что с 2010 по 2021 годы валовый отток прямых инвестиций из Казахстана (преимущественно на Кипр, в Нидерланды, на Каймановы и Сейшельские острова) составлял порядка $4,5 млрд в год, или $53,4 млрд за весь период.

В АФМ отметили, что помимо высоких показателей по оттоку средств в стране есть ряд законодательных проблем. Например, конфискация преступных средств и/или возмещение ущерба, причиненного совершением уголовного правонарушения, не является задачей Уголовно-процессуального кодекса РК и Закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Поэтому органы досудебного расследования не уделяют надлежащего внимания розыску и конфискации преступных средств. В том числе из-за ограниченных сроков предварительного следствия и дознания.

Финансовой составляющей уголовного правонарушения придается второстепенное значение, что подтверждается невысокой статистикой по выявлению преступных доходов в данных странах.

Поэтому, по мнению АФМ, казахстанская модель финансового расследования структурно должна состоять из следующих последовательных этапов:

- финансовое расследование, осуществляемое параллельно или в рамках предварительного следствия по основному уголовному правонарушению;

-  досудебное производство по конфискации имущества, добытого преступным путем, без приговора суда (данный институт уже имплементирован в казахстанское законодательство);

- финансовое расследование, осуществляемое на основании судебного акта.

В документе отмечается, что необходимо законодательно регламентировать финансовое расследование, осуществляемое на основании судебного акта.

"Параллельное финансовое расследование, не достигшее своих целей в рамках досудебного расследования по различным причинам (отсутствие кадровых ресурсов, халатность сотрудников, ограниченность сроков для проведения следствия и т.д.), впоследствии должно быть инициировано судом", – высказались в АФМ.

Также в агентстве сообщили, что модель финансового расследования, осуществляемого на основании судебного решения, должна состоять из ряда компонентов, включающего опыт Нидерландов и Эстонии. Например, особенный порядок признания сделок, направленных на сокрытие имущества, добытого преступным путем, недействительными.

Уголовно-процессуальный кодекс также должен содержать различные положения, которые стимулировали бы преступников добровольно передавать государству финансовые средства, полученные незаконным путем. Например, возможность получения минимального наказания.

Подходы к финраследованию также должны быть согласованы.

*"О внесении изменений и доплнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства, а также противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.