Чуть более 1% от суммы, которая подлежит к взысканию по уголовным делам, было возвращено государству. Об этом сообщает Агентство по финансовому мониторингу, передает LS.
Согласно концепции проекта антикоррупционного закона*, только за 2022 год сумма, подлежащая взысканию по уголовным делам в пользу государства, составила свыше 282 млрд тенге. При этом взыскано всего 3,7 млрд тенге, или 1,4% от общей суммы. Остаток суммы, подлежащей взысканию по уголовным годам в пользу государства, за прошлые года составил 66 млрд. тенге.
Вместе с тем, согласно анализу Global Financial Integrity (GFI), из Казахстана в 2004-2013 годах выведено $167,4 млрд. В своих расчетах эксперты GFI выявляют фальсификации торговых документов, из-за которых становятся возможными вывод и отмывание денег, уклонение от уплаты налогов и пошлин, сокрытие прибылей на счетах в офшорах и т.д.
Другое исследование GFI показывает ежегодный разрыв в стоимости товарных потоков, циркулирующих между Казахстаном и его торговыми партнерами, в $8,5 млрд, или более $85 млрд, за период 2009-2018 годов.
Организация Tax Justice Network в свою очередь фиксирует ежегодный отток капитала из Казахстана на уровне $212 млн. А в 2021 году она оценивала объем размещенных казахстанцами богатств в офшорах в $45,7 млрд.
Вместе с тем данные Национального банка показывают, что с 2010 по 2021 годы валовый отток прямых инвестиций из Казахстана (преимущественно на Кипр, в Нидерланды, на Каймановы и Сейшельские острова) составлял порядка $4,5 млрд в год, или $53,4 млрд за весь период.
В АФМ отметили, что помимо высоких показателей по оттоку средств в стране есть ряд законодательных проблем. Например, конфискация преступных средств и/или возмещение ущерба, причиненного совершением уголовного правонарушения, не является задачей Уголовно-процессуального кодекса РК и Закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Поэтому органы досудебного расследования не уделяют надлежащего внимания розыску и конфискации преступных средств. В том числе из-за ограниченных сроков предварительного следствия и дознания.
Финансовой составляющей уголовного правонарушения придается второстепенное значение, что подтверждается невысокой статистикой по выявлению преступных доходов в данных странах.
Поэтому, по мнению АФМ, казахстанская модель финансового расследования структурно должна состоять из следующих последовательных этапов:
- финансовое расследование, осуществляемое параллельно или в рамках предварительного следствия по основному уголовному правонарушению;
- досудебное производство по конфискации имущества, добытого преступным путем, без приговора суда (данный институт уже имплементирован в казахстанское законодательство);
- финансовое расследование, осуществляемое на основании судебного акта.
В документе отмечается, что необходимо законодательно регламентировать финансовое расследование, осуществляемое на основании судебного акта.
"Параллельное финансовое расследование, не достигшее своих целей в рамках досудебного расследования по различным причинам (отсутствие кадровых ресурсов, халатность сотрудников, ограниченность сроков для проведения следствия и т.д.), впоследствии должно быть инициировано судом", – высказались в АФМ.
Также в агентстве сообщили, что модель финансового расследования, осуществляемого на основании судебного решения, должна состоять из ряда компонентов, включающего опыт Нидерландов и Эстонии. Например, особенный порядок признания сделок, направленных на сокрытие имущества, добытого преступным путем, недействительными.
Уголовно-процессуальный кодекс также должен содержать различные положения, которые стимулировали бы преступников добровольно передавать государству финансовые средства, полученные незаконным путем. Например, возможность получения минимального наказания.
Подходы к финраследованию также должны быть согласованы.
*"О внесении изменений и доплнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства, а также противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"