Казахстану нужно взвешенно подходить к вопросу перехода на возобновляемые источники энергии. Об этом в беседе с корреспондентом LS рассказал исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.
Он пояснил, что потенциал ВИЭ у страны большой, особенно в сфере солнечной и ветровой энергии. По этим причинам развитию альтернативной энергетики необходимо уделять должное внимание.
"Однако следует помнить и о потенциале традиционной генерации, обеспечивающей такое конкурентное преимущество отечественной экономики, как одна из самых низких стоимостей электроэнергии в Евразии", - заметил Радостовец.
Он добавил, что на сегодня в Казахстане стоимость традиционной энергии в четыре-пять раз ниже альтернативной. Например, если в угольном секторе цена на электроэнергию составляет 7-8 тенге, то в солнечной электроэнергии – 34 тенге, ветровой – 22 тенге.
"И этот разрыв может увеличиться. Потому что, с одной стороны, ряд субъектов ВИЭ считает, что эти тарифы недостаточны, и они предлагают их повысить, индексировать на обменный курс национальной валюты и так далее. С другой - правительство одновременно выступает с инициативой о снижении уровня предельных тарифов электростанций национального значения (первой группы энергопроизводящих организаций) на 10-15%, гидроэлектростанций - на 20-25% с 1 января 2018 года", - объяснил собеседник LS.
Глава ассоциации отметил, что потребитель не видит дорогую стоимость электроэнергии солнца и ветра только потому, что она нивелируется низкой ценой на электроэнергию из традиционных источников. По его словам, вместе с искажением цены традиционной генерации стоимостью электроэнергии ВИЭ отмечается отсутствие конкуренции на оптовом рынке.
"И это притом что экономика Казахстана достаточно энергоемкая. В среднесрочной и в долгосрочной перспективе она все еще будет зависеть от ископаемого топлива", - заметил Радостовец.
Он добавил, что нельзя сбрасывать со счетов и корректное прогнозирование спроса на электроэнергию. Поскольку в мире существует много примеров, когда завышенные прогнозы и несогласованная политика приводили к вводу избыточных мощностей, за простои которых расплачивались потребители.
"Как свидетельствуют результаты исследований, проведенных компанией SEEPX Energy, к 2030 году в Казахстане потребление электроэнергии составит порядка 108 млрд кВтч, в то время как возможности по выработке электроэнергии (без Балхашской ТЭС и третьего блока ЭГРЭС-2) будут достигать 136,3 млрд кВтч. Иными словами, в обозримой перспективе не ожидается возможности возникновения дефицита мощностей. Мы не ожидаем выбытия генерирующих мощностей теми темпами, которыми их прогнозирует министерство энергетики. По нашим данным, мощностей действующих электростанций достаточно для темпов роста потребления электроэнергии в среднем 3% в год", - пояснил Радостовец.
Собеседник LS отметил, что если взглянуть на развитие альтернативной и традиционной энергетики не с позиции инструментов, а с точки зрения главной цели – а это сокращение выбросов парниковых газов и в целом снижение экологической нагрузки, то становится очевидным, что наряду с ВИЭ существует множество более дешевых "зеленых" проектов, дающих аналогичный экологический результат. Альтернативой развитию ВИЭ могут стать энергосбережение и повышение энергоэффективности, добыча метана угольных пластов и его утилизация, модернизация и техническое перевооружение угольных электростанций, увеличение доли газовой генерации.
"Поэтому мы считаем необходимым регулировать долю возобновляемой генерации в общей генерации, разработать алгоритм расчета влияния ВИЭ (технические, экономические и экологические аспекты влияния) на традиционные источники энергии, а также их потребителей, работу энергосистемы в целом, а также на другие отрасли экономики", - добавил глава ассоциации.
Он пояснил, что реализация климатических инициатив, включая поддержку ВИЭ, в их текущих редакциях представляет риск для эффективности работы электроэнергетики. Причинами являются непрозрачность и незавершенность процессов реформирования оптового рынка электроэнергии, балансирующего рынка и рынка дополнительных услуг. Также отсутствуют стимулирующее регулирование деятельности сетевых и сбытовых компаний, реформа рынка тепловой энергии. Кроме того, наблюдается информационная закрытость.
Также Радостовец выразил сомнение по поводу того, насколько возможно в Казахстане довести долю ВИЭ до 3% в 2020 году и до 10% в 2030 году.
"У каждой страны своя структура и особенности экономики, и это надо учитывать. На наш взгляд, целевые показатели по развитию ВИЭ, которые предусмотрены в Концепции развития топливно-энергетического комплекса до 2030 года, несколько оптимистичны", - заметил он.
Глава ассоциации добавил, что, несмотря на интенсивное развитие ВИЭ в мире, в условиях Казахстана наиболее целесообразно применение комплексного подхода к поддержке "зеленых" инициатив. Так как нужно учитывать особенности топливно-энергетической инфраструктуры, дополнительные возможности освоения добычи газа и снижения факельного сжигания, исходя из принципа эффективности издержек. Радостовец пояснил, что приоритетность направлений поддержки и стимулирования должна быть выбрана с учетом удельной стоимости снижения выбросов парниковых газов и стоимости электроэнергии.
"Развитие ветровых (ВЭС) и солнечных (СЭС) электростанций из-за высокой стоимости выработки электроэнергии и влияния на конкурентоспособности продукции, может быть рекомендовано в ограниченном объеме. Не более 3%, пока не будет достигнуто значительное снижение затрат на производство на данных типах генерации. А согласно прогнозам к 2025 году затраты (и капитальные, и операционные) для ВЭС снизятся на 12%, затраты для СЭС сократятся на 57% от текущего уровня", - пояснил Радостовец.
Он отметил, что на сегодня многие страны, к примеру, европейские, пересматривают свои подходы к развитию ВИЭ. Они отказываются от субсидирования этого сектора и переводят его в более конкурентные условия. Например, в Испании за последние годы были пересмотрены доходы ВИЭ задним числом и возвращены сверхприбыли, полученные за счет фиксированного тарифа, введены ограничения в количестве часов выработки и реализации электроэнергии ВИЭ, изменен расчет уровня индекса для ежегодной индексации фиксированных тарифов, отменены стимулирующие тарифы.
"В странах Европы все чаще отдают предпочтение тендерам (аукционам), что, как ожидается, приведет к снижению стоимости электроэнергии на ВИЭ на 5-10% от текущего уровня фиксированных тарифов. В этом направлении и в нашей стране отмечаются изменения. Так, в июле текущего года были приняты поправки в закон по вопросам электроэнергетики, предусматривающие переход на аукционный метод представления права на строительство ВИЭ. На наш взгляд, это очень правильный шаг, который позволит упорядочить ситуацию в отрасли и в целом послужит залогом его более эффективного развития", - заметил Радостовец.
Собеседник LS добавил, что государство, установив целевые показатели, до настоящего времени не определило конкретные механизмы их достижения. По его словам, отсутствует проработка сбалансированности и очередности внедрения таких механизмов.
"Более того, из всех "зеленых" инициатив, на уровне законодательства существенную поддержку получил механизм поддержки ВИЭ. При этом первоочередность внедрения вызывает у нас вопросы. Вызывает сомнение и возможность энергосистемы Казахстана по балансированию нестабильного характера генерации электроэнергии от ВИЭ. На сегодня мы можем сказать, что наша электроэнергетика не готова к таким изменениям. Все это говорит о необходимости учета ограничений инфраструктуры и расчета стоимости механизмов развития "зеленой" экономики для общества при их внедрении", - пояснил Радостовец
Глава ассоциации отметил, что в Казахстане ВИЭ находятся в привилегированном положении. Это отражается на конечных потребителях.
"Поэтому, на наш взгляд, необходимо постепенно переводить их на рыночные рельсы. Мы считаем, что ответственность за балансирование должна возлагаться на все виды генерации, включая ВИЭ. Необходимо отменить приоритетную диспетчеризацию и доступ к сети. При этом регулирование должно отталкиваться от стоимости электроэнергии, а не обязательств по оплате льготных фиксированных тарифов", - заметил он.
Радостовец добавил, что процедура и стоимость подключения к сети для электростанции на основе ВИЭ должны быть такими же, как и для традиционных электростанций. Цены солнца и ветра должны отражать сложности в передаче электроэнергии (с возможным применением зонального ценообразования). Льготные фиксированные тарифы следует постепенно отменять. Цену электроэнергии на оптовом рынке необходимо очистить от влияния механизмов поддержки ВИЭ, политики в области улучшения климата, экологических налогов и сборов с их переложением на государственный бюджет.
"В то же время мы предлагаем такие механизмы стимулирования, как участие ВИЭ в балансировании; возможность интегрирования схемы поддержки данных станций с рынком электроэнергии и мощности (по примеру стран Европы, Канады и США); изменение схемы оплаты электроэнергии ВИЭ (переход с оплаты через традиционные электростанции к включению в счета конечных покупателей за электроэнергию); переход от фиксированных тарифов к аукционному механизму, при этом отбирать проекты ВИЭ по показателю полной приведенной стоимости производства электроэнергии с учетом расходов по интеграции в энергосистему; участие объектов ВИЭ в оптовом рынке электроэнергии", - заключил Радостовец.