Депутаты потребовали от правительства повысить эффективность специальных экономических зон (СЭЗ), передает корреспондент LS.
В ходе пленарного заседания участники в очередной раз обратили внимание ответственного министерства на проблемы СЭЗ. В частности, сенатор Даурен Адильбеков задал вопросы касательно поддержки экспортеров.
"На сегодня спецзоны располагают 15 инструментами поддержки экспортеров. Как инвестор будет получать эти инструменты поддержки в СЭЗ? Как будет строиться работа управляющей компании СЭЗ? Она будет оказывать поддержку в получении данных инструментов или инвестор самостоятельно ходит по инстанциям?" – спросил он.
Сенатор добавил, что сегодня четыре СЭЗ на 100% обеспечены инфраструктурой и реализуют 37 проектов, две зоны обеспечены на 71-72% и реализуют сотни проектов, еще две зоны оснащены инфраструктурой на 22% и реализуют 10 проектов.
"Получается, что не инфраструктура была причиной того, что СЭЗы не работают и не вопросы выделения земельных участков. Видимо, какие-то другие вопросы, как я понял. А если где-то можно реализовать сотни проектов, где-то десять, где-то 37. Так все-таки в чем была причина того, что до сего дня за 27 лет СЭЗы не работают? Не нашли нужную форму работы, чтобы они заработали?" – возмутился он.
В свою очередь сенатор Бырганым Айтимова поинтересовалась, располагает ли правительство аналитикой об эффективности работы зон, в том числе экономической, в плане развития региона или кластера.
На это министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр рассказал, что главное преимущество спецзон – это льготный налоговый режим, готовое инженерно-коммуникационная инфраструктура.
"Это очень привлекательно для инвестора, который стремится создать производство именно в этих зонах. Эффект – это производство продукции на 1,6 трлн тенге. Примерами таких кластеров можно назвать Нур-Султан, где есть свободная индустриальная зона, где работает General Electric по производству тепловозов. Завод по производству вагонов, то есть машиностроительный кластер. И постепенно локализация на данных производствах дошла до порядка 40% и она повышается", – отметил министр.
При этом он согласился с критикой депутатов о том, что есть некоторые проблемы в работе СЭЗов.
"Однако такие зоны необходимы. В законопроекте о СЭЗ мы учли все, проконсультировались с бизнесом, потенциальными инвесторами, акиматами, заинтересованными структурами", – резюмировал он. "Мы проанализировали, действительно, не всегда причиной слабого развития является отсутствие инфраструктуры. Когда пишут в отчетах, что, к примеру, СЭЗ обеспечено инфраструктурой всего на 22%, то, возможно, это лишь 15 на ее территории, когда имеется необходимая коммуникация. Различные бюрократические процедуры, которые затягивают решение данных вопросов о привлечении инфраструктуры и инвесторов, что недопустимо, на наш взгляд. В законопроекте о СЭЗ мы усиливаем ответственность управляющих компаний и акиматов. И полагаем, что с инвестором надо разговаривать на одном уровне и оказывать максимальное содействие для того, чтобы он как можно быстрее реализовывал свой проект, создавал рабочие места и так далее", – заявил Скляр.
Спикер сената Дарига Назарбаева поинтересовалась, какие условия выдвигаются обычно для управляющей компании.
Однако, несмотря на все вопросы, законопроект "О специальных экономических и индустриальных зонах" все же был одобрен сенаторами в двух чтениях и направлен на подпись главе государства.
Документом предусмотрена полный жизненный цикл функционирования индустриальных зон от их создания до упразднения. Определен госорган, отвечающий за развитие зон, в лице министерства индустрии и инфраструктурного развития.
Также вводится новый механизм предоставления участникам СЭЗ земельных участков. При этом финансирование будет осуществляться только в том случае, если 100% акций управляющей компании принадлежат государству.
Кроме того, предусмотрена возможность продления срока действия специальных экономических зон по решению правительства. А для дальнейшего развития и продвижения экспорта в рамках законопроекта учитывается госгарантирование.
Ранее сообщалось, что ряд компаний из СЭЗ "Астана – новый город" намерены судиться с Комитетом госдоходов министерства финансов из-за доначислений НДС за последние пять лет. В ноябре 2018 года министерство предложило новый механизм предоставления земельных участков для СЭЗ.
Напомним, в апреле 2018 года экс-президент раскритиковал работу специальных экономических зон. После этого на тот момент министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек заявил, что СЭЗ не оправдали ожиданий.