В Казахстане обеспокоены неэффективностью СЭЗ

В сенате обсудили законопроект о спецзонах

28 марта 2019 года

Депутаты потребовали от правительства повысить эффективность специальных экономических зон (СЭЗ), передает корреспондент LS.

В ходе пленарного заседания участники в очередной раз обратили внимание ответственного министерства на проблемы СЭЗ. В частности, сенатор Даурен Адильбеков задал вопросы касательно поддержки экспортеров. 

"На сегодня спецзоны располагают 15 инструментами поддержки экспортеров. Как инвестор будет получать эти инструменты поддержки в СЭЗ? Как будет строиться работа управляющей компании СЭЗ? Она будет оказывать поддержку в получении данных инструментов или инвестор самостоятельно ходит по инстанциям?" – спросил он.

Сенатор добавил, что сегодня четыре СЭЗ на 100% обеспечены инфраструктурой и реализуют 37 проектов, две зоны обеспечены на 71-72% и реализуют сотни проектов, еще две зоны оснащены инфраструктурой на 22% и реализуют 10 проектов.

"Получается, что не инфраструктура была причиной того, что СЭЗы не работают и не вопросы выделения земельных участков. Видимо, какие-то другие вопросы, как я понял. А если где-то можно реализовать сотни проектов, где-то десять, где-то 37. Так все-таки в чем была причина того, что до сего дня за 27 лет СЭЗы не работают? Не нашли нужную форму работы, чтобы они заработали?" – возмутился он.

В свою очередь сенатор Бырганым Айтимова поинтересовалась, располагает ли правительство аналитикой об эффективности работы зон, в том числе экономической, в плане развития региона или кластера.

На это министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр рассказал, что главное преимущество спецзон – это льготный налоговый режим, готовое инженерно-коммуникационная инфраструктура.

"Это очень привлекательно для инвестора, который стремится создать производство именно в этих зонах. Эффект – это производство продукции на 1,6 трлн тенге. Примерами таких кластеров можно назвать Нур-Султан, где есть свободная индустриальная зона, где работает General Electric по производству тепловозов. Завод по производству вагонов, то есть машиностроительный кластер. И постепенно локализация на данных производствах дошла до порядка 40% и она повышается", – отметил министр.

При этом он согласился с критикой депутатов о том, что есть некоторые проблемы в работе СЭЗов.

"Однако такие зоны необходимы. В законопроекте о СЭЗ мы учли все, проконсультировались с бизнесом, потенциальными инвесторами, акиматами, заинтересованными структурами", – резюмировал он. "Мы проанализировали, действительно, не всегда причиной слабого развития является отсутствие инфраструктуры. Когда пишут в отчетах, что, к примеру, СЭЗ обеспечено инфраструктурой всего на 22%, то, возможно, это лишь 15 на ее территории, когда имеется необходимая коммуникация. Различные бюрократические процедуры, которые затягивают решение данных вопросов о привлечении инфраструктуры и инвесторов, что недопустимо, на наш взгляд. В законопроекте о СЭЗ мы усиливаем ответственность управляющих компаний и акиматов. И полагаем, что с инвестором надо разговаривать на одном уровне и оказывать максимальное содействие для того, чтобы он как можно быстрее реализовывал свой проект, создавал рабочие места и так далее", – заявил Скляр.

Спикер сената Дарига Назарбаева поинтересовалась, какие условия выдвигаются обычно для управляющей компании. 

"Это, возможно, госкомпания, дочерняя структура акимата, но есть примеры, когда СЭЗами управляют иностранные компании, имеющие соответствующую компетенцию и опыт работы за рубежом. А также когда они привлекают инверторов более активно, чем наши компании", – резюмировал министр. 

Однако, несмотря на все вопросы, законопроект "О специальных экономических и индустриальных зонах" все же был одобрен сенаторами в двух чтениях и направлен на подпись главе государства.

Документом предусмотрена полный жизненный цикл функционирования индустриальных зон от их создания до упразднения. Определен госорган, отвечающий за развитие зон, в лице министерства индустрии и инфраструктурного развития.

Также вводится новый механизм предоставления участникам СЭЗ земельных участков. При этом финансирование будет осуществляться только в том случае, если 100% акций управляющей компании принадлежат государству.

Кроме того, предусмотрена возможность продления срока действия специальных экономических зон по решению правительства. А для дальнейшего развития и продвижения экспорта в рамках законопроекта учитывается госгарантирование. 

Ранее сообщалось, что ряд компаний из СЭЗ "Астана – новый город" намерены судиться с Комитетом госдоходов министерства финансов из-за доначислений НДС за последние пять лет. В ноябре 2018 года министерство предложило новый механизм предоставления земельных участков для СЭЗ.  

Напомним, в апреле 2018 года экс-президент раскритиковал работу специальных экономических зон. После этого на тот момент министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек заявил, что СЭЗ не оправдали ожиданий.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.