Счетный комитет предлагает пересмотреть подходы по уплате корпоративного подоходного налога и на добавленную стоимость, передает LS.
Председатель Счетного комитета Наталья Годунова назвала резервы для пополнения бюджета.
"Это сокращение теневых оборотов и дальнейшее совершенствование налогового администрирования. По нашему мнению, необходимо смещать акценты фискальной политики на ужесточение требований в отношении лжепредприятий и нелегального бизнеса, а не решать вопрос исполнения бюджета в конце года за счет авансовых платежей добросовестных предпринимателей, которые, наоборот, должны чувствовать поддержку со стороны государства", – заявила она.
По мнению Годуновой, следует повысить эффективность мер принудительного взыскания недоимки.
"Она должна уменьшаться не за счет списания долгов обанкротившихся предприятий, а за счет поступления денежных средств в фонд должников. Снижение нагрузки на добросовестных предпринимателей, по мнению Счетного комитета, целесообразно осуществлять через кардинальный пересмотр подходов к уплате двух системоообразующих налогов: КПН и НДС. Необходимо исключить практику авансирования платежей по ним без должных на то основнаий. Предприниматель должен платить по факту получения дохода, а не за возможность его получения в будущем", – аргументировала она.
В связи с чем Счетный комитет рекомендует использовать в законодательстве понятия "налоговый потенциал" и "налоговый разрыв".
"А показатель налогового разрыва, по нашему мнению, должен стать одним из главных критериев оценки деятельности органов госдоходов. Именно этот госорган является отражением уровня собираемости налогов и недопоступлений в бюджет, в том числе теневых потоков", – сказала Годунова.
По ее словам, необходимо дальше совершенствовать систему управления рисками и интегрировать ее с другими информсистемами в сфере недропользования, управления земельными ресурсами, госимуществом, а также реестом проектов ГЧП.
"Кроме того, сегодня планы по налогам прогнозируются меньше налогового потенциала. Существенно меньше. Это и есть наши незадействованные резервы. Необходимо отойти от оценки исполнения бюджета категориями освоения, сместив акценты на достижение результатов. Наверное, министерсту национальной экономики стоит взять на себя роль координатора в этом вопросе и обеспечить разработку документов, позволяющих оценить реальный эффект от государственных расходов", – отметила глава комитета.
Значительным резервом для пополнения госказны, по ее мнению, является оптимизация сметной стоимости строящихся за счет бюджета объектов, прежде всего, социальных.
"Почему социальных? Потому что они в большинстве своем типовые. Почему одинаковые по мощности социальные объекты зачастую имеют разную стоимость, порой доходящую до фантастических пределов? Например, при корректировке проектно-сметной документации на строительство первой очереди линейного парка в городе Нур-Султан завышение сметной стоимости составило 413 млн тенге. Это только по одному объекту и только по первой очереди. Сегодня в стране зарегистрировано 144 частных экспертных компаний. Наверное, необходимо ужесточить квалификационные требования к ним, пересмотреть строительные нормы для устранения имеющихся противоречий и упущений, расширить практику применения типовых проектов", – заявила Годунова.
При этом она добавила, что необходимы четкие характеристики стройматериалов по проектам, которые реализуются на бюджетные деньги, чтобы избежать завышения сметы.
"Насколько я знаю, правительством начата работа в этом направлении. Мы тоже завершаем исследование этой проблемой, и до конца I полугодия будем готовы поделится нашими наработками. Что касается повышения прозрачности использования средств, в частности госзакупок, в этом направлении есть положительная динамика, и мы рассчитываем, что эта работа правительством будет продолжена", – отметила она.
Глава комитета также попросила госорганы обратить внимание на потенциал товарных бирж.
"Они способны в разы сэкономить госсредства. К примеру, только центральными органами за 2018 год через портал госзакупок было приобретено около 2 млн пачек бумаги на 2 млрд тенге. При этом 26% всех закупок были проведены неконкурентным способом с одного источника со средней закупочной ценой в 1,8 тыс. тенге. В том же 2018 году на одной из товарных бирж аналогичная бумага торговалась в среднем по 1 тыс. тенге. Только этот факт свидетельствует о резервах в экономии бюджетных средств при проведении закупок на биржах", – подчеркнула Годунова.
Она также затронула работу квазигоссектора.
"В прошлом году общий чистый доход сектора вырос на 18% при увеличении убытков в пять раз. Тепличные условия для юрлиц с участием государства не мотивируют их к развитию и улучшению своих финансовых показателей, поскольку всегда есть поддержка государства в виде госзаданий или иного прямого финансирования их затрат. Государством реализуется план приватизации, но важно еще и оставшиеся после оптимизации субъекты квазигоссектра по возможности переориентировать на безубыточную деятельность", – резюмировала Годунова.
Ранее депутаты мажилиса возмутились тем, что фискальные органы начислили физлицам налоги, которые должны платить только юрлица, и теперь требуют выплатить эти долги. Счетный комитет также заявлял об ухудшении структуры экспорта Казахстана.