Санкции ЕС против России тормозят казахстанский транзит – Касымбек

На границе будут внедрены элементы цифровизации, что позволит ускорить прохождение грузов

27 июня 2017 года

Одним из барьеров, сдерживающих развитие казахстанского транзита, являются санкции в отношении России, из-за которых товары проходят полный и неоднократный досмотр на границе. Об этом сообщил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, передает корреспондент LS.

По словам министра, до 2020 года доход от транзитных перевозок составит 1,3 трлн  тенге, в том числе на ж/д транспорте - 1,1 трлн тенге, на воздушном транспорте - 134 млрд тенге, на автомобильном транспорте - 66 млрд тенге. При этом, по оценкам экспертов Boston Consulting Group, кумулятивный вклад в ВВП страны от роста транзитных перевозок в 2020 году составит $5,2 млрд.

"Вместе с тем имеется ряд сдерживающих факторов роста транзита автотранспортом. Это барьеры, связанные с проблемами транзита "санкционных" товаров через территорию Россию из-за полного неоднократного таможенного досмотра казахстанских грузов, подпадающих под действие "санкционного" списка. Поэтому мы будем продолжать активную работу с российскими коллегами", - сообщил Касымбек.

По его словам, уже сегодня в Европу грузы из Китая через Казахстан доставляются примерно за 12-15 дней, при этом доставка Южным морским путем занимает 45-60 дней, Северным морским путем 33-35 дней, а по Транссибирской магистрали - 18-20 дней.

Так, объем контейнерных перевозок в направлении КНР - ЕС - КНР уже за пять месяцев 2017 года вырос в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Количество контейнерных поездов за пять месяца текущего года в направлении КНР - ЕС - КНР составили 681 ед., что в два раза больше аналогичного периода 2016 года.

В целом объем транзитных контейнерных перевозок за пять месяцев 2017 года составил 119 тыс. двадцатифутового эквивалента (ДФЭ), что в 1,5 раза больше (40 тыс ДФЭ или на 34 %) в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. До конца года министерство планирует достичь показателя в 320 тыс ДФЭ.

"Вместе с тем существует вопрос обратной загрузки контейнерных поездов. По итогам пяти месяцев обратная загрузка составила около 55% (2016 год - 35%). Мы намерены довести этот показатель в среднесрочной перспективе до 70%. Это позволит снизить издержки операторов, а также значительно улучшить экономические показатели и привлекательность коридора между Китаем и Европой. Также необходимо увеличить количество 80-футовых фитинговых платформ и контейнеров. Существующий казахстанский парк преимущественно состоит из 40- и 60-футовых фитинговых платформ. Для решения данного вопроса применяются различные финансовые инструменты программ поддержки, такие как лизинг, субсидирование процентной ставки", - пояснил глава ведомства.

Основными направлениями транзита, по его словам, являются грузы из Китая (55,3%) и Узбекистана (26,2%) в страны ЕАЭС. Основными товарами, перевозимыми транзитом, являются товары народного потребления, оборудование и аппаратура, продукты растительного происхождения.

"Мы осуществляем дальнейшее развитие Транскаспийского альтернативного маршрута через порт Актау, где за 2016 год обработано более 13 тыс. единиц автотранспорта, что в семь раз больше показателей 2015 года. За пять месяцев 2017 года в порту Актау обработано 5,4 тыс. единиц автотранспорта, что на 491 единицу больше аналогичного периода 2016 года. Также дополнительный рост обеспечит инфраструктура для обслуживания автотранспорта в паромного комплексе Курык мощностью 2 млн тонн в год. Строительство автомобильной составляющей будет завершено в 2018 году", - рассказал Касымбек.

Наряду с этим открытие до 2020 года в рамках ШОС четырех коридоров, проходящих по территории Казахстана, по плану, позволит привлечь дополнительные объемы грузов из Китая.

За последние семь лет, по информации министерства, транзитный пассажиропоток воздушным транспортом вырос более чем в 20 раз – с 20 тыс. человек в 2010 году до 478 тыс. человек в прошлом году. Ключевые пассажиропотоки транзитом через Казахстан наблюдаются по направлениям: из Китая в Европу, Россию и Турцию, между Европой и Индией, ЮВА, между Украиной и Узбекистаном, между Кыргызстаном и Южной Кореей.

В свою очередь премьер-министр Бакытжан Сагинтаев поручил ускорить  прохождение транзитных грузовых поездов из Китая.

"Консультанты мне говорили, что прохождение через границу, я имею в виду границу Казахстан - Китай, дольше, чем Китай - Россия. Эксперты Всемирного банка по определению Doing Business будут смотреть - не на бумажную работу, а на то, как быстро транзит проходит через границу. Здесь надо будет обратить внимание", - подчеркнул он.

Премьер также дал поручение министру финансов Бахыту Султанову внедрять элементы цифровизации на границе, что также должно ускорить транзит грузов. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.