Казахстан займется развитием международной торговли при помощи пяти крупных трансграничных хабов. В министерстве торговли и интеграции рассказали LS подробности.
По информации ведомства, данные приграничные центры реализуются для максимального использования возможностей пролегающих через Казахстан экономических коридоров и трансграничных узлов, которые соединяют Восток с Западом, Север с Югом.
На казахстанско-узбекской границе заработает Международный центр промышленной кооперации "Центральная Азия" (ранее Международный центр торгово-экономического развития). Он будет заниматься глубокой переработкой сырья и формировать добавленную стоимость с высоким переделом. При этом исключается простая торговля товарами и их дистрибуция через территорию центра.
"У Казахстана и Узбекистана имеются большие объемы импорта по таким товарным группам, как лекарственные средства, транспорт и части их принадлежностей, прочие дистилляты и т.д. Таким образом, МЦПК будет являться площадкой не только для развития совместных экспортно ориентированных производств, но и импортозамещающих", – уточнили в Минторге.
В ведомстве добавили, что МЦПК станет крупнейшим в регионе центром консолидации, обработки и дистрибуции грузопотоков, а также производственной кооперации в рамках развивающегося Центрально-Азиатского экономического коридора "Север – Юг".
На данный момент акиматом Туркестанской области выделен земельный участок под размещение МЦПК площадью 200 га, капсула на месте строительства заложена.
Казахстан приступил к разработке межправительственного соглашения об условиях деятельности, который будет направлен узбекской стороне в ближайшее время.
На границе с Кыргызстаном появится совместный казахстанско-кыргызский Индустриальный торгово-логистический комплекс (ИТЛК).
ИТЛК будет возведен на пунктах пропуска "Карасу" и "Ак-Тилек". Капсула на месте строительства также уже заложена. Акимат Жамбылской области выделил земельный участок площадью 39 га. Прорабатывается вопрос о дополнительном выделении земельного участка, площадью 100 га.
На территории комплекса будет храниться и перерабатываться агропромышленная продукция. Кроме того, будет осуществляться промышленная кооперация в системе международных товаропроводящих сетей ЕАЭС. Будут построены логистические объекты и созданы услуги с дальнейшей интеграцией в систему международных товаропроводящих сетей.
Помимо промкооперации, ИТЛК будет предоставлять услуги хранения и предпродажной подготовки (калибровки, сортировки, фасовки, упаковки и сертификации) продукции, консолидации и перераспределения товаров по оптовым партиям, погрузке и выгрузке, оформлению документации по внешнеторговым операциям.
В Западно-Казахстанской области в 2023-2025 годы будет воздвигнут Торгово-индустриальный центр "Евразия", который будет нацелен на рынки России и Восточной Европы.
В самой зоне будет размещено около 40 проектов в различных отраслях экономики, где будет создано около 3 тыс. новых рабочих мест.
Проект рассматривается не как в формате локального центра торговли, а в качестве трансграничного хаба. В связи с этим он будет охватывать экспортный потенциал предприятий и других регионов Казахстана.
В рамках центра планируется создать современный логистический кластер на территории ЗКО, чтобы увеличивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью.
В Мангистауской области построят Международный торгово-логистический центр "Каспий". Он строитсядля развития трансконтинентальных грузоперевозок и увеличения транзита в направлении "восток – запад".
По ожиданиям Минторга, прирост транзитных грузов из Китая увеличится до 40 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – прим. LS) к 2030 году. Инфраструктура порта Актау в случае модернизации составит до 135 тыс. ДФЭ контейнеров до 2030 года.
В Минторге отметили, что в рамках проекта на базе СЭЗ "Морпорт Актау", в районе действующего мультимодального паромного комплекса "Курык" планируется комплексно развивать кластеры межрегиональной торговли и оказания логистических услуг. Также будет сформировано производство различных региональных продуктов.
Кроме этого ожидается привлечение в регион крупных международных игроков в области логистики, развитие торговли, производственной кооперации, логистического сервиса и экспорта.
На Востоке будет создан "Хоргосский узел". Он представляет собой уже действующий комплекс инфраструктурных объектов, состоящий из контрольно-пропускного пункта "Нур-Жолы", ж/д станции "Алтынколь", СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота", СЭЗ "МЦПС "Хоргос" и ж/д комплекс "Сухой порт", расположенный на казахстанско-китайской границе.
Минторг ожидает, что за счет этого будут увеличены объемы экспорта, транзита. Также планируется развить производственную кооперацию.
В ведомстве уточнили, что инфраструктурная база будет состоять из действующих СЭЗ МЦПС "Хоргос", Сухого порта "Khorgos Gate Way", ж/д станции "Алтынколь", а также промышленной СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота".
"Специализация Хоргосского узла включает торговлю, хранение, производство, туризм, оказание различных логистических и других услуг", – отметили в Минторге.
В ведомстве напомнили, что преимуществом МЦПЭС "Хоргос" являются доступ к рынку КНР и ЕАЭС, безвизовый режим, налоговые льготы, предоставляемые участникам СЭЗ, беспошлинная торговля, наличие готовой инженерной и транспортной инфраструктуры. А "Хоргос – Восточные Ворота" есть сухой порт "Khorgos Gate Way", позволяющий эффективно совершать экспортно-импортные операции на границе и наличие двух крупных складов общей площадью 25 тыс. кв. м.
"Сейчас ведется работа по актуализации стратегии долгосрочного развития объектов и объединения их в новую Концепцию развития в качестве единого Хоргосского узла с ориентацией на активное развитие торгового, промышленного сектора. Полномасштабный запуск МЦПС "Хоргос" и СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота" обеспечит объективные условия для роста конкурентоспособности национальной экономики", – заключили в ведомстве.