Компания "КТЖ-Грузовые перевозки" испытывает острый дефицит локомотивов, сообщил гендиректор Ассоциации грузовых ж/д перевозчиков Евгений Больгерт, передает LS.
Из выступления спикера на четвертой конференции Argus в Алматы следует, что уровень долговой нагрузки компании не позволит покрыть потребность в их закупке до 2032 года.
Согласно его данным, парк локомотивов "КТЖ-Грузовые перевозки" составляет 543 электровоза, а потребность в них достигает 213 единиц до 2032 года. Согласно графику выбытия, до 2030 года парк лишится 222 электровозов с пиками в 32 единицы в 2025 году и 33 единицы в 2026 году.
Что касается тепловозов, то у КТЖ-ГП их 689, а потребность до 2032 года составляет 265 единиц. По графику выбытия, до 2030 года данный опустеет на 168 штук с пиком в 53 единицы в 2028 году.
Отдельно Больгерт затронул проблемы на рынке грузовых перевозок Казахстана.
"Мы предлагаем довести до конца реформу КТЖ в части выделения оператора инфраструктуры в самостоятельное юридическое лицо, чтобы национальная компания была неким управляющим центром, а инфраструктура – оставалась естественной монополией. Нужно внести больше ясности на законодательном уровне в процесс предоставления доступа к отдельным участкам. Сейчас, имея лицензию, вы не гарантированно получаете доступ к сети. Вы лишь можете получить на договорной основе доступ, который позволит национальный оператор инфраструктуры, которым являлся национальная компания", – отметил Больгерт.
По его данным, на сегодня министерством индустрии и инфраструктурного развития было выдано 55 лицензий для участников грузовых перевозок.
"На наш взгляд нужно рассмотреть возможность введения категоризации лицензии. Для того чтобы перейти в высшую лигу, тебе надо сначала на локальном уровне набраться компетенции, отработать свои процессы. И после соответствия определенным условиям претендовать на выход на всю сеть и получать возможность осуществлять международные перевозки", – предложил эксперт.
Кроме того, Больгерт представит препятствия для развития конкуренции на данном рынке. Согласно его презентации, не выполняются согласованные планы на 2021-2022 годы по доступу частных перевозчиков магистральной железнодорожной сети, всячески блокируется доступ к межгосударственным стыковым пунктам – ключевым точкам при осуществлении экспортных и импортных перевозок. При этом частными перевозчиками и грузоотправителями были согласованы все выдвинутые КТЖ условия и тарифные измерения.
"С начала 2022 года КТЖ прекращена работа рабочих подгрупп (с участием частных перевозчиков) по взаимодействию участников перевозочного процесса и по совершенствованию информационных систем с учетом требований безопасности в условиях множественности перевозчиков. Согласованные и подписанные частными перевозчиками изменения в регламент технологического взаимодействия национального оператора инфраструктуры и перевозчиков грузов при организации и осуществлении перевозок грузов, включая его продление с 1 января 2022 года, не подписаны КТЖ, хотя данные изменения ранее были согласованны", – следует из презентации Больгерта.
Также в список входит невыполнение КТЖ с 2015 года обещаний организационного и функционального обособления национального оператора инфраструктуры, как того требует законодательство о железнодорожном транспорте. Также не завершено исследование с привлечением экспертов по оценке доступа частных перевозчиков к транзиту и выработке условий открытия такого доступа.
Кроме того, мешают развитию конкуренции наличие вертикально-интегрированной группы компаний КТЖ с предоставлением льгот и преференций, скидок, условия кредитования данным компаниям на конкурентном рынке, тем самым, предоставляя преимущества, и создавая сложности в конкуренции иным компаниям при оказании аналогичных видов услуг, следует из презентации Больгерта.