Казахстану нужно отходить от практики введения количественных ограничений на сельхозпродукцию и устанавливать экспортные пошлины. Такое мнение выразила директор департамента внешнеторговой деятельности министерства торговли и интеграции Алия Алимбетова, сообщает LS.
По ее словам, возглавляемый ею департамент не приветствует квотирование экспорта масла, поскольку выступает за увеличение поставок казахстанской продукции на внешние рынки.
"Конечно, такие меры осуществляются в целях обеспечения продовольственной безопасности, но, традиционно, это введение импортных и экспортных таможенных пошлин. В перспективе, исходя из тех балансов, которые мы будем считать с нового урожая, может быть, лучше больше не вводить практику по установлению количественных ограничений, а все-таки установить экспортные таможенные пошлины на вывоз семян подсолнечника, не масла", – отметила Алимбетова во время выступления на масложировой конференции FOC 2022 в Алматы.
По ее данным, согласно договору СНГ, экспортная таможенная пошлина на семена подсолнечника возможна в размере 20%, но не менее 30 евро за тонну.
"По подсолнечному маслу у нас таких обязательств нет, соответственно, устанавливать не будем. Если мы достигаем какой-то переработки, то, наверное, мы должны стремиться вывозить переработанное сырье. Чтобы Казахстан не являлся именно экспортером сырья", – подчеркнула спикер.
Она также привела цифры по товарообороту масложировой продукции. Экспорт из Казахстана за четыре месяца этого года в натуральном выражении составил 151,2 тыс. тонн, что на 29% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. А импорт за отчетный период вырос на 11% и составил 93,4 тыс. тонн.
Кроме того, Алимбетова рассказала о распоряжении, подписанном премьер-министрами стран ЕАЭС, согласно которому в государствах объединения будут считать общий баланс наличия семян подсолнечника. По словам спикера, это необходимо, чтобы не устанавливать никаких ограничений во взаимной торговле.
Подсчеты баланса будут проводиться не только по семенам подсолнечника, но также по картофелю, пшенице и другим видам зерна.
Алимбетова также рассказала о потенциале по экспорту масел и семян. Помимо действующих соглашений о зонах свободной торговли с Вьетнамом, Ираном и Сербией, скоро вступит в силу аналогичный документ, заключенный с Сингапуром. Это позволяет поставлять в данные страны продукцию по нулевой пошлине. Также ведутся переговоры с Израилем, Египтом и Индией, изучается возможность заключения соглашения с Монголией, Индонезией и ОАЭ.
Как добавила глава департамента Минторговли, казахстанская сторона настаивает не только на нулевых пошлинах, но и на отсутствии мер нетарифного регулирования в данных государствах-партнерах.
О производстве масла в Казахстане высказался и председатель правления Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов. Он представил итоги работы внутреннего рынка подсолнечника и готовой продукции в 2021-2022 маркетинговом году.
Так, производство подсолнечного масла выросло на 45%, а шрота – на 35%.
"В этом году расширилась посевная подсолнечника на 20 тыс. га. А цены на семена подсолнечника с начала сезона 2021-2022 годов выросли на 36-41%. Если в начале сезона они варьировались на уровне 200-220 тыс. тенге, то сейчас – 300-310 тыс. тенге за тонну. Это яркий показатель того, что у нас есть дефицит на внутреннем рынке, что маслозаводы между собой конкурируют. Они не договариваются между собой, как утверждают представители других отраслей", – пояснил Ибрагимов.
При этом, несмотря на такое подорожание семян, отпуская цена на подсолнечное масло выросла с начала года на 8-9%. Однако рост должен был быть больше, утверждает эксперт.
"В себестоимости готовой масложировой продукции стоимость сырья составляет не менее 80%. Если в процентном соотношении пересчитывать, когда у вас цена на сырье взлетает до 38%, цена на готовую продукцию должна вырасти как минимум на 28-30%", – рассказал Ибрагимов.
Как объяснил эксперт, стабилизировать цены на внутреннем рынке удалось из-за роста загруженности маслозаводов. Также повлияла экспортная выручка, поскольку заводы, продавая по достаточно высокой цене готовую продукцию за рубеж, могут удерживать цены на местном рынке.
Более того, по прогнозам Ибрагимова, экспорт подсолнечного масла в 2021-2022 маркетинговом году составил более 188 тыс. тонн. Это в два раза больше по сравнению с предыдущим сезоном.
Выступила на конференции и представитель министерства сельского хозяйства Гульнара Бижигитова, которая рассказала о посевной кампании и урожае.
Так, по ее данным, начиная с 2016 года посевные площади под масличные культуры доведены с 2 млн до 3,1 млн га в 2021 году. В текущем году оценивается на уровне 3 млн га. А валовый сбор за этот период вырос с 1,9 млн тонн до 2,4 млн тонн в 2021 году. Оценка на 2022 год – 2,9 млн тонн.
В общей структуре площадей основную долю занимают лен и подсолнечник – 75% от всей площади.
"Несмотря на рост посевных площадей и валового сбора, перерабатывающие предприятия испытывают дефицит зерна. Отечественные заводы не загружены на полную мощность, так как основный объем уходит на экспорт. Основной причиной высокой доли экспорта масличного сырья является дефицит семян на рынках Центральной Азии, соответственно, растет и цена экспортная и имеется недостаточность мощностей хранения", – рассказала Бижигитова.
По ее словам, в рамках национального проекта развития АПК до 2025 года планируется нарастить экспорт растительного масла в среднем в два раза. При этом необходимая посевная площадь составляет порядка 3,5-3,6 млн га. Спикер считает, что это увеличит экспорт растительного масла до 360 тыс. тонн к 2025 году.
Как отметила Бижигитова, пандемия и геополитическая ситуация негативно сказались на отрасли.
"Возникла угроза безопасности, повышения цен на продтовары, что вынудило к принятию вынужденных мер тарифного и нетарифного регулирования", – добавила она.
Согласно ее выступлению, основные вызовы отрасли – это низкая продуктивность семенного материала, недостаточное количество посевных площадей масличных, в том числе вблизи перерабатывающих заводов, низкий уровень соблюдения агротехнологий, нехватка элеваторов, удаленность емкостей хранения от перерабатывающих производств, высокая доля транспортной составляющей в цене, слабая маркетинговая поддержка на целевых рынках, неразвитость каналов дистрибуции и другие.