В Казахстане предложили ввести встречные обязательства для компаний, получающих господдержку, передает LS.
По словам сенатора Сагындыка Лукпанова, в стране необходимо ввести реальный механизм по обеспечению внутреннего рынка товарами местных производителей.
"Предлагается установление встречных обязательств для компаний, получивших господдержку или имеющих льготы в рамках специальных экономических и индустриальных зон. Также необходима трансформация Фонда развития промышленности в сторону стимулирования развития обрабатывающей промышленности. Предлагаю пересмотреть методику оценки уровня передела товаров и привести ее в соответствие с реальным состоянием отраслей промышленности и экономики в целом", – сказал он.
Кроме того, Лукпанов предложил передать Фонд развития промышленности в структуру министерства индустрии и инфраструктурного развития как уполномоченного госоргана, ответственного за развитие промышленности.
"Вопросы вызывает недостаточность защитных мер Казахстана от нарастающего импорта товаров. Не применяются зеркальные меры в ответ на многочисленные препоны и барьеры со стороны других стран при экспорте отечественной продукции. Ряд предприятий импортируют сырье, которое имеется на отечественном рынке. А рынок заполнен импортными продуктами, аналоги которых производятся в нашей стране", – считает он.
По словам сенатора, деятельность Фонда развития промышленности вызывает справедливую критику.
"Основная цель фонда – это финансовая поддержка и стимулирование предприятий обрабатывающей промышленности. Однако остается непонятным, как это реализуется на практике. Данный институт осуществляет финансирование проектов без единой реальной картины и определения приоритетных отраслей. За последние пять лет 82% поддержанных фондом проектов приходятся на приобретение транспортных средств. Не учитывается специализация. Так, в 11 областях фондом не профинансировано ни одного проекта", – пояснил депутат.
Кроме того, по его словам, третья часть проектов фонда реализуются с участием иностранных компаний, отдельные из которых владеют мажоритарной долей.
"При этом обрабатывающая промышленность продолжает оставаться непривлекательной для финансовых институтов. По данным фонда "Даму", в период с 2015 по 2021 годы доля кредитования отрасли в общем объеме займов, выданных банками, снизилась с 16,7 до 10,1%. Все это свидетельствует о недоступности кредитных ресурсов. А без финансирования мы не достигнем реального развития отрасли. Поэтому государству нужно отходить от "узкого фондирования" и ориентировать банки второго уровня на поддержку обрабатывающей промышленности", – подчеркнул сенатор.
Он рассказал об еще одной проблеме. Так, в прошлом году была утверждена методика оценки уровня передела товаров, напомнил депутат.
"Стоит признать, что в этом вопросе мы отстали от многих стран. К примеру, в России аналогичная методика была утверждена восемь лет назад. Согласно методике, развитие высокотехнологичных отраслей в Казахстане будет выстроено вокруг машиностроения, химии и фармацевтики. В то же время страны ОЭСР, а также Россия относят к такому производству космическую и электронную промышленность. То есть если мы относим к высокому уровню передела производство трансформаторов и лакокрасочных изделий, то развитые страны – летательные аппараты, вычислительную технику и оптические приборы. Как мы видим, разница огромна", – подчеркнул он.
Аналогичная ситуация и со среднетехнологичными отраслями.
"Поэтому отсутствие должных акцентов в методике не способствует развитию средних и высоких переделов. Проще говоря, мы просто сами себя обманываем", – добавил он.
Лукпанов также отметил, что свыше 60% проектов, включенных в карту индустриализации, имеют низкую и среднюю технологическую сложность, а более 20% не относятся к обрабатывающей промышленности.
В целом, по его словам, государству нужно отходить от оказания поддержки без анализа и прогноза проектов. А господдержку нужно акцентировать на предприятия, производящие высокотехнологичную продукцию, резюмировал сенатор.
Ранее сообщалось, что к осени в Казахстане разработают комплексный план развития среднего бизнеса.