Новый Налоговый кодекс может спровоцировать отток капитала из страны – Ертлесова

Собеседница обеспокоена нормами, которые предлагаются в обсуждаемом проекте 

 

11 июля 2017 года

Казахстан планирует ввести меры по борьбе с утечкой капиталов в офшоры, которые даже не все развитые страны готовы применять. Об этом в интервью LS заявила председатель Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесова. 

Внедрение в проект нового Налогового кодекса плана "БЭПС" вызвало критику Ассоциации налогоплательщиков. Этот документ был разработан и презентован Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) еще в 2013 году, в нем прописан план борьбы с уклонением от уплаты налогов и офшорами. В настоящий момент в мире продолжаются дискуссии о целесообразности его внедрения. 

– Жаннат Джургалиевна, какие именно нормы вас не устраивают в проекте нового Налогового кодекса?

– Там такие страшные нормы предлагаются по борьбе с теневой экономикой, что, на мой взгляд, это только усилит отток капитала из страны. В мире есть разные международные конвенции по борьбе с неуплатой налогов, одна из них – план "БЭПС". Его даже развитые страны до конца не принимают, а мы хотим это уже завтра внедрить, там подразумевается очень усложненное налоговое законодательство. 

Например, если нарушителя не могут поймать через офшоры, то предлагается делать это через другие страны по соглашению. Такие непонятные схемы в России уже привели к тому, что многие тамошние олигархи стали нерезидентами страны. Они просто не хотят платить налоги в РФ, потому что там слишком все усложнили. 

Я предлагаю, если мы не можем грамотно администрировать законодательство, то нужно его упрощать, и это предмет нашего бесконечного спора с налоговиками. 

– Получается, для Казахстана тоже есть угроза, что после вступления в силу Налогового кодекса наши олигархи поменяют гражданство и начнется отток капитала из страны?

–  Есть. Прямо сейчас такой угрозы нет, но если нормы плана "БЭПС" заработают, то она появится. 

– Как вы относитесь к предложениям о снижении порога НДС?

– Насколько я знаю, снижение границы продлили до 2020 года. Сейчас министерство национальной экономики поддерживает такой вариант и согласно с тем, что резко этого делать нельзя.  

Но и тут есть проблемы. Налоговики исходят из того, что у них есть поручение президента ввести всеобщее декларирование к 2020 году и  снизить теневую экономику. Это все взаимосвязано. Потому что те, кто не на учете НДС, декларацию заполняют простую, и никогда налоговики не знают, доход у ресторана 1 млн тенге или 300 млн тенге, так как сейчас они все неплательщики НДС. Поэтому министерства торопятся с обсуждениями Налогового кодекса, хотят до конца года их завершить, чтобы к 2020 году он уже заработал. 

Все у нас в стране знают, что делать, потому что образование хорошее у молодежи, вопрос только в том, как это все реализовать. Каждый хочет только свой интерес пролоббировать и все, а общей картины никто не видит, и это никого не волнует. 

– Вы считаете, что обсуждение кодекса нужно продлить?

– Да, еще минимум на два года. Весь бизнес сейчас говорит о том, что торопиться с принятием этого документа не нужно. Но эти просьбы не поддержаны чиновниками. Перед ними стоит задача обсудить и принять кодекс до конца года. Раз уж им столько времени отвели, то они считают, что успеют, такая у них работа. 

Все ругают действующий кодекс, и можно это делать бесконечно. Но все эти нормы вводились туда по просьбе бизнеса, и теперь все старые болячки выходят снова и плюс появляются новые, и все хотят решить только кодексом. 

– Если говорить в целом, проект кодекса написан в интересах налогоплательщиков или бюджета, как вы думаете?

– Чтобы кодекс был для бизнеса, сами предприниматели должны ходить и отстаивать свои интересы, а это требует много времени и сил. Причем не все категории бизнеса организованы в ассоциации, особенно МСБ. 

Мы сейчас постоянно спорим с разработчиками о том, каким должен быть этот кодекс. Много разных поручений еще нужно учесть – введение всеобщего декларирования, налогообложение самозанятых, сельское хозяйство не трогать, налоговую базу не уменьшать. 

В то же время недропользователи говорят, что задачей прошлого кодекса было увеличить нагрузку на сырьевой сектор, поэтому ее уменьшили на несырьевой. Но тогда нефть была по $100 долларов за баррель, а сейчас иногда до $55 не дотягивает. Поэтому они просят уменьшить  нагрузку, говорят "мы еле дышим". Еще такой момент: многие казахстанские недропользователи расположены в моногородах, и их не закроешь, иначе всех уволят. 

В общем, это такое нагромождение проблем, которые все хотят решить только Налоговым кодексом, но это невозможно. При этом все знают, что сейчас обсуждается этот документ, а значит надо идти и просить для себя льготу. А улучшать статистику и развивать конкуренцию никто не хочет.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.