Необходимо отметить, что государственные средства – народные средства – не должны направляться на погашение процентов по кредитам третьих лиц (программа субсидирования процентной ставки) или на рефинансирование кредитов. Неспособность выплачивать кредит – это высокий риск для такого рода вложений. Государству необходимо полностью отказаться от механизмов рефинансирования и субсидирования и начать целенаправленно инвестировать в высоколиквидные производственные активы предпринимательства.
Рефинансирование инвестиционного займа, ремонт основных средств или модернизация недавно приобретенных активов говорят о наличии существенных проблем в проекте, о допущении погрешности в ожидаемых результатах. Для большинства проектов это опять будет снижением стоимости финансирования. Рефинансирование не говорит о неплатежеспособности инициатора проекта по существовавшей ранее процентной ставке, скорее оно свидетельствует, что инициатор проекта заведомо занижает платежеспособность.
Необходимо также отметить, что возвратность государственных средств, направленных на пополнение оборотных средств и рефинансирование кредитов, будет значительно ниже, чем возврат от инвестиционных займов, обеспеченных дополнительными залогами в виде инвестиций, направленных на покупку или модернизацию основных средств.
Наличие высокого риска и низкой возвратности говорит о нецелесообразности направления государственных средств на данные программы (субсидирование процентной ставки в том числе), может, такая необходимость была нужна в первые годы посткризисного периода, но в данный момент крайней необходимости в этом нет.
Существует необходимость завершения начатых по этим программам проектов, однако не стоит забывать, что некоторые из них могут быть нерентабельными или иметь во главе неэффективный менеджмент. Вышеуказанные программы изжили себя, основой же следующих программ должно стать инвестирование новой волны проектов, волны новых предпринимателей.
Количество посредников "Даму"
Общее количество посредников "Даму" равно 22 эмитентам (банки и лизинговые компании), по новому траншу (2014 года) в сумме 100 млрд тенге оно составляет 13 БВУ, а в целом в стране зарегистрировано 38 банков – это очень много, как посредников "Даму", так и БВУ в целом. Количество никогда не говорило о качестве, о целесообразности финансирования того или иного БВУ. Подконтрольность государственных средств множеству эмитентов говорит скорее о низкой степени контроля за целевым использованием этих средств.
Пока же наше государство из года в год поддерживает БВУ и их проекты (рефинансирование, субсидирование, льготное финансирование, реструктуризация портфеля, покрытие задолженности банка и другое) и тем самым нарушает «естественный отбор» саморегулирующейся системы рыночных отношений. Если БВУ являются конкурентоспособными в условиях мировой экономики, то должны уметь привлечь дешевое иностранное финансирование либо увеличивать акционерный капитал. В случае прекращения финансовой господдержки БВУ, часть из них уйдет с рынка или объединится в более крупные финансовые структуры, консорциумы.
Продолжать и далее поддерживать многочисленные БВУ и лизинговые компании, которые держатся только за счет бюджетных средств, нет смысла. Банки не проявляют энтузиазма в кредитовании МСБ за счет собственных средств. Доля банковского сектора в росте казахстанской экономики с помощью кредитования несырьевого сектора, развития МСБ очень мала. Государственная поддержка не должна оказываться всем банкам одновременно. Она должна осуществляться акцентировано, с упором на проблемный участок, например, на "токсичный" ссудный портфель БВУ.
Продолжение следует.
Аскар Аскарбеков,
выпускник «Болашак»,
MBA, Master in Finance,
Treasury & Financial Engineering
Валюта
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
USD/KZT
503.89
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
RUB/KZT
6.48
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
EUR/KZT
587.54
Рынки
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
NASDAQ
12030.8
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
FTSE 100
7702.64
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
DOW Ind
33176.2
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
HKSE
19948.7
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
S&P 500
4079.5
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
NYSE
15155.6
Товары
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Brent
73.52
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Платина
1048.5
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Газ
2.11
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Медь
3.865
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Серебро
26.225
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Золото
2055.1
ВСЕ РАЗДЕЛЫ










