Недропользователи могут увеличить себестоимость продукции на размер НСП

Необходимо изменить НДС, который принимается в зачет с метода начисления, и перейти на метод по оплате

22 февраля 2016 года

Мы живем в прогрессивном мире и введение налогов, от которых отказываются во всем мире, наводит на мысль, что делают это от безысходности.

Основной лейтмотив введения налога с продаж (налог с оборота - так его точнее называть), заключается в том, что слишком большая доля НДС не поступает в бюджет из-за лжепредпринимательства.

Но так как у нас те, кто занимается схемами с НДС, имеют достаточные ресурсы, то бороться с ними достаточно сложно. Поэтому идем по наилегчайшему пути, вводя простой налог. Но почему-то никто не смотрит на риски от введения такого налога. Проблема закрывается путем создания новых проблем, с которыми потом снова придется бороться, не говоря уже об экономических и социальных аспектах. Но об этом чуть позже.

Давайте поймем, в чем основная проблема НДС. Она заключается в том, что в зачет берется НДС от лжепредпринимателей, которые не платят НДС.

Выглядит схема примерно следующим образом.

Компания Х покупает ТРУ у компании Y, а компания Y выставляет счет-фактуру, в которой выделен НДС. На этапе сдачи декларации и уплаты НДС, отследить практически не возможно, заплатил предыдущий контрагент НДС или нет, поэтому компания X берет в зачет указанный НДС и уменьшает платежи по НДС, а компания Y просто не платит этот НДС и становится проблемной компанией. Вот примерно по такой схеме уменьшаются платежи в бюджет, особенно популярна такая схема у строительных организаций, которые используют фиктивные счета-фактуры и отследить была ли на самом деле оказана услуга или поставлен товар практически не возможно.

На самом деле, решение данного вопроса очень простое в понимании, но достаточно сложно в имплементации.

Я предлагаю рассмотреть следующий вариант реформирования НДС.

Необходимо изменить НДС, который принимается в зачет с метода начисления, и перейти на метод по оплате. Другими словами, пока контрагент не заплатит НДС, его нельзя брать в зачет.

С введением электронных счетов-фактур, каждая будет уникальной (можно уникальность пробить по БИН и номеру, который присваивается сквозным методом для каждой организации). Соответственно, пока в налоговой по входящему НДС не будет стоять статус "Оплачен", его будет невозможно принять к зачету.

Соответственно, компания, которая уплачивает НДС, сдает декларацию с входящими и исходящими счетами-фактурами, а система в налоговой службе автоматически сама рассчитывает сумму к оплате на основании оплаченных счетов-фактур предыдущим поставщиком. Это решает все проблемы с зачетным и не оплаченным НДС. 

Единственный минус – по всей налоговой системе всем плательщикам НДС придется сдвинуться по платежам на один квартал, так как в первый квартал многие заплатят НДС без зачета, поскольку еще не будет статуса оплаченного входящего НДС от контрагента, так как он также сдает НДС в такой же период. Но это будет разово, а затем уже решается проблема полностью.

По поводу налога с продаж (налога с оборота), вопрос заключается не в ставке, а в его сути. Любая ставка больше нуля будет вызывать проблемы и риски, с которыми потом придется бороться:

1. С государственной точки зрения - будет невозможно планировать поступления и будет постоянно невыполнение плана (если только план не будет занижен), так как такой налог предполагает возможную оптимизацию за счет схем укрупнения цепочек и использования различных агентских договоров и использования заниженных цен реализации. Каждый год будет происходить оптимизация и уменьшаться поступления в бюджет.

2. Импортные товары не будут содержать налог с продаж в себестоимости, в отличие от продукции, произведенной в Казахстане, и чем выше передел, тем больше доля НСП будет содержаться в таком налоге. Это вызовет конкурентные диспропорции со странами ЕАЭС.

3. Экспорт товаров - аналогичная вещь, но если даже будет предоставлен вычет на экспорт, то весь налог с продаж вычесть не получится, так как со второго передела вычислить и подтвердить долю НСП будет проблематично.

4. Экспортеры, которые импортируют комплектующие и основные средства. Многие экспортеры, которые импортируют оборудование и материалы, сразу же увеличат себестоимость своей продукции на величину НСП, так как не смогут его возместить, это в первую очередь касается недропользователей. Рассчитать компенсацию за счет налогов на недропользование будет достаточно сложно, так как у всех недропользователей разная себестоимость, а цена реализации одинаковая. Получится увеличение нагрузки на более капиталоемкие предприятия, а те, кто имеют легкие к разработке месторождения, получат привилегии.

Это не весь перечень возможных рисков, поэтому, думаю, нужно взвесить все риски за и против, и только потом принимать решение о необходимости введения налога с продаж.

Галим Хусаинов, председатель правления BRB Invest.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.