Казахстанцы получат возможность пользоваться интернет-сервисами любого банка независимо от того, чьими клиентами они являются. Об этом сообщил глава Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса Константин Горожанкин в ходе Money Day в Алматы, передает LS.
Он объяснил, что Нацбанк инициировал программу по внедрению OpenAPI*, и на данный момент собирается рабочая группа из представителей банка и финтех-организаций.
"Многое нам еще предстоит обсудить, но, по моему мнению, это большой плюс. Представьте, имея Visa, вы можете потратиться где угодно. Но, имея карточку одного банка, вы можете пользоваться интернет-банкингом только этого финансового института. Это не очень удобно. Задача Нацбанка – освободить клиента от пользования навязанным ему интернет-сервисом и сделать так, чтобы казахстанец мог работать с платформой любого фининститута. Это приведет к тому, что появится много финтех-проектов, которые сделают удобный мобильный банк, и удобство для клиентов вырастет. Для БВУ минус в том, что они не продадут свои сервисы, плюс в том, что они получат много дополнительной информации", - заявил Горожанкин.
Спикер отметил, что казахстанские банки начали активно заходить и участвовать на рынке e-commerce. Одним из таких примеров является kaspi, который занял более 70% продаж бытовой техники.
"Этот фининститут буквально "пылесосит" е-commerce. Например, в день "черной пятницы" Kaspi выдал 250 тыс. товаров в рассрочку на 20 млрд тенге. За время акции ссудный портфель банка вырос до 917 млрд тенге. Это стало серьезным сигналом для рынка. Поэтому Казком реанимировал свой Homeshop. Народный банк запустил инициативу, другие банки стали писать решения. Kaspi тоже не останавливается и захватывает другие сегменты. Например, у них появились шины и другие аксессуары. Все игроки почувствовали, что у них забирают нишу так же, как это случилось на рынке бытовой техники. Поэтому сейчас мы можем говорить, что идет жесткая конкуренция между банком и e-commerce-игроками за рынок", - отметил Горожанкин уже в беседе с журналистами.
Спикер напомнил, что в ходе этой битвы из игры выбыла группа Chocolife, которая продала свой Chocomart "Казахтелекому". Он скромно добавил, что также был вынужден закрыть свой интернет-магазин и заметил, что сегодня банки все больше обращают внимание на технологические решения, если раньше человек выбирал банк поблизости, то сейчас клиент обращает внимание на удобство в онлайн-пространстве.
"Среди банков основное соперничество идет в технологиях. И в этом году несколько банков заявили, что идут по пути диджитализации. Однако получилось это не у всех", - сообщил Горожанкин.
Спикер обратил внимание на то, что сегодня рынок электронной коммерции страдает от значительного числа неуспешных транзакций со стороны банков.
"Общая статистика успешных транзакций в Казахстане составляет около 80%, а должна превышать 90%. Самые плохие показатели по транзакциям у Банка Хоум Кредит, Народного банка и Altyn Bank. Им нужно работать с этой проблемой и прекратить мучить интернет-бизнес", - посетовал глава АКИБ.
Он обратил внимание на то, что в условиях кризиса казахстанские банки не покупают большие решения, а начинают использовать сервис. Это показал пример Р2Р-перевода, который используют 15 фининститутов. Из них только три внедрили технологию самостоятельно.
"Я уверен, что таких сервисов будет все больше и больше. Причем многие банки используют белорусские решения. И эта тенденция будет расти", - заявил Горожанкин.
Говоря о трендах e-commerce в банковской системе, глава АКИБ обратил внимание на то, что еще не налажено обслуживание юридических лиц.
"Если для физических лиц появились решения, то в этом направлении для юрлиц еще конь не валялся. Например, для того, чтобы открыть счет, приходится пройти все круги ада. Это очень неудобно. Я надеюсь, что с точки зрения законодательных инициатив будут какие-то послабления и юрлицам станет легче. Но для этого надо сделать удобный банк, куда хотелось бы прийти", - выразил точку зрения Горожанкин.
Также, по его мнению, банки в Казахстане стали активно думать над внедрением своих технологических решений за рубеж.
"Рядом начал развиваться Узбекистан. И я знаю, что многие банки, включая наших лидеров, двинулись со своими сервисами в эту страну", - отметил Горожанкин.
Но перед этим, по словам эксперта, нужно решить вопросы с переводами и расширить предложения.
Глава АКИБ также прокомментировал вопрос обострения экономических отношений между США и Россией. Спикер отметил, что на данный момент казахстанский бизнес пытается понять, что произошло и как это скажется на будущем развитии. Такой период раздумий, по его мнению, будет у страны ближайшие два месяца.
"Я очень боюсь, как бы эта битва не отразилась на нас на всех. Если эта битва перейдет из холодной в горячую, а перспективы есть в отношениях "США – Китай", "США – Россия", "Ближний Восток", то легко не будет никому. Электронная коммерция также затормозится в связи со всем этим. Поэтому мне хочется, чтобы политики договорились и все прошло мирно. То, что вчера произошло с тенге, казахстанцы оценили как мини-девальвацию, и в долларовом эквиваленте покупательская способность упала. В такие моменты люди начинают задумываться над тем, что покупают, происходит снижение активности. Но пока об этом говорить рано, нужно подождать", - заключил он.
Справка
OpenAPI Specification рассматривается как универсальный интерфейс для пользователей (клиентов) по взаимодействию с сервисами (серверами).