Правительство Казахстана займется работой над ошибками, которые были совершены в ходе мер по развитию экономики. Об этом сообщил заместитель премьер-министра Ерболат Досаев в ходе Kazakhstan Growth Forum 2018, передает LS.
Во время своей презентации представитель правительства отметил, что, по оценкам экспертов, через два года весь мир войдет в новый виток кризиса. Однако, по его мнению, после экономического спада 2014 года никто, включая Казахстан, не оправился до конца. При этом каждая страна ищет свой путь решения, и у Казахстана им стали "Стратегия 2050" и "План 100 конкретных шагов", которые являются основой для роста.
"Многое сделано, но где-то мы сделали не очень качественно. И нам предстоит работа над ошибками. Есть прямые разрывы между теми реформами, которые мы совершаем, и тем, как развивается сама экономика. Здесь много факторов и причин, много вопросов к нам", - заметил Досаев.
Рассказывая об упущениях, спикер отметил, что принятый в 2009 году предыдущий Налоговый кодекс должен был снизить нагрузку на бизнес, вследствие чего предприниматели могли бы почувствовать себя лучше. В результате выплаты в бюджет должны были вырасти и быть направленными на развитие инфраструктуры и социальную сферу. Однако, по словам Досаева, Казахстан вошел в новый период кризиса, и ожидаемый эффект не был достигнут.
"Мы надеемся, что новый Налоговый кодекс – рыночный и адекватный времени. Но и тут есть вопросы, с которыми мы сталкиваемся, например, администрирования", – заметил заместитель премьер-министра.
Так, Досаев коснулся проблемы общебюджетной политики. По его словам, на данный момент 44% бюджета – социальные расходы, к 2021 году они должны вырасти на 48%. При этом инвестиционная часть выплат должна снизиться с 14% до 12%.
"Та часть инвестиций, которая приходилась исключительно на развитие инфраструктуры в рамках бюджета, в нынешних условиях с учетом того объема доходов недостаточна. Мы в рамках оздоровления финансового сектора ожидаем, что финсектор вернет свою роль главного донора экономики. Понятно, что это не может произойти в один день. Но с учетом тех шагов, которые произошли за последние 2,5 года, мы ждем, что с 2019 года кредитная активность резко вырастет. С учетом оздоровления банковских институтов, мы ожидаем, что сам частный сектор определится со своим направлением работ. Мы не стараемся сегодня со стороны государства навязать бизнесу то, что ему нужно делать, потому что он лучше знает. Но мы можем показать векторы и сказать, что нам эти вещи были бы интересны. И в рамках индустриальной и агрополитики мы меняем подходы. Мы выходим на адресный формат. Для тех, кто будет попадать под общую волну, мы будем создавать экосистему. А остальные будут поддержаны косвенно", – рассказал о планах Досаев.
Он пояснил, что бизнес обращается в правительство и заявляет о неравномерности поддержки. И добавил, что правительство будет вынуждено проводить ранжирование по тем проектам, которые могут значительно повлиять на развитие тех или иных отраслей.
Также Досаев заметил, что развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) находится в приоритете у правительства. Поэтому в следующем году объемы поддержки со стороны государства вырастут.
"Мы с проектом бюджета находимся в парламенте и постараемся нехватку средств для МСБ с регионов компенсировать в 2019 году. Но тут вопрос того, каким образом найти средства. Надеюсь, крупнейшие институты, коммерческие банки будут делать поступательные движения", - заметил спикер.
Представитель правительства отметил, что в будущем совместно с Нацбанком, Ассоциацией финансистов Казахстана, Нацпалатой предпринимателей "Атамекен" будут разделены зоны ответственности, для того чтобы равномерно развивать экономику страны.
Возвращаясь к проблемам, Досаев заявил, что на данный момент по оценкам правительства, от 70 до 77% бизнеса ориентированы на закупки госсектора и квазигоссектора.
"У нас нет естественного стимула компаниям выйти на IPO. В связи с той структурой бизнеса, которые мы имеем. Я считаю, что исключительная перспектива казахстанского бизнеса – выйти за пределы страны. Если мы будем двигаться в том направлении, которое есть сейчас – мы останемся внутри. А это плохо. У нас было много программ импортозамещения, мы продолжаем эту работу. Но самое главное это соотношение цены и качества. В итоге конкуренция должна показать, если мы конкурентоспособны, то это хорошо. Если нет, то, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что те или иные предприятия не состоялись либо обанкротились. Меры продвижения и поддержки экспорта изменятся. Мы должны увеличить объемы поддержки, но вопрос станет в том, кому будем помогать. Пока мы толкаемся друг у друга, залезаем на плечи. Кто выживает – тот побеждает в рамках искусственной конкуренции", – объяснил Досаев.
Зампремьера заметил, что драйвером роста останется отрасль обработки. Поэтому правительство совместно с Нацбанком хочет оздоровить агросектор.
"Мы оценили все агропортфели. Из них около 70% находятся в валюте. Понятно, что после значительных корректировок тенге предприятия – в тяжелом финансовом состоянии с точки зрения обслуживания валютных денег. Поэтому здесь в рамках госпрограммы мы шаги предпринимаем. Я надеюсь, активно будем с начала 2019 года. Сегодня – оздоровление "КазАгро". Мы надеемся, что АПК (агропромышленный комплекс – прим. LS) станет будущим драйвером", – заявил Досаев.
Также он коснулся темы развития транспорта и логистики. Спикер обратил внимание, что значительные проблемы выявлены в авто.
"По последним показателям транзит автодороги у нас не развит. В этой части нужно развивать инфраструктуру", – заметил зампремьера.
Также Досаев коснулся цифровизации Казахстана и обещал, что 80% административной части правительства будут оцифрованы в 2020 году.
Помимо этого, он сделал ставку на развитие человеческого капитала по части образования и здравоохранения. Так, по надеждам зампремьера, проект обязательного медстрахования должен стать привлекательным для частного бизнеса и привлечь инвестиции.
Что касается государственно-частного партнерства, то Досаев сообщил, что Нацбанк признает контракты ГЧП твердым залогом, и выразил надежду, что банки последуют примеру регулятора.