Казахстанским кондитерам в Китае мешают российские и украинские конфеты

Производители рассказали о трудностях поставок товара в Поднебесную

17 октября 2017 года
    

Слабый тенге помог казахстанским кондитерам. Производителям сладостей удалось увеличить экспорт в соседние страны, передает LS 

По данным Евразийской экономической комиссии, Казахстан в 2015 году продал России 4,9 тыс. тонн  шоколада и изделий, содержащих какао, на $11,4 млрд, а в 2016 году – 7,5 тыс. тонн на $16,6 млрд. При этом только за семь месяцев 2017 года в соседнюю страну было поставлено 4,8 тыс. тонн продукции  на $11,9 млрд. Отечественные кондитеры рассказали, что экспортировать сладости легче всего в регионы, а вот крупные игроки с неохотой пускают казахстанских производителей.

"Есть в России два типа сетей. Федеральные сети типа "Магнит", "Дикси" и "Пятерочка". Они присутствуют во всех округах и федерациях. Мы начинали работать с "Дикси". Они нас так загнали по ценам, что мы практически с минусовой рентабельностью туда шли. Чуть-чуть поработали и нам стало это неинтересно. В "Магнит" и "Пятерочку" мы заявку подали, но пока ответа нет. Уже пару лет мы ведем работу по выходу в сети, но пока только в "Дикси" зашли и вышли. А с региональными сетями мы работаем уже давно и без проблем поставляем им товар. Они проще - у них меньшие требования по объемам поставок и условия лучше. Крупные сети ломают по цене, ставят большие отсрочки, нереальные скидки и условия очень сложные. Мы не в состоянии с ними работать", - заявил президент Ассоциации кондитеров Казахстана Алихан Талгатбек. 

Также отечественные кондитеры рассказали о своих амбициозных планах в отношении китайского рынка, с которым пока не все так просто.

"Выгружаем на МЦПС "Хоргос", а там уже челночники перетаскивают на китайскую сторону и продают на базарах. Крупными партиями тоже грузим, но небольшие объемы. У Китая очень сложные требования растаможки товара по маркировке, сертификации. Человек, допустим, если хочет взять фуру товара, то ему нужно пройти девять кругов ада, для того чтобы оформить товар", - добавил он.

Однако и при упрощенной системе экспорта через "Хоргос" у производителей возникают проблемы. Дело в том, что компаниям приходится платить НДС, как будто товар продается на территории Казахстана. Тогда как россияне или украинцы продают таким же образом свою продукцию, они проводят товар как экспорт по нулевой ставке.

Производители кондитерских изделий обратились за помощью в НПП "Атамекен", предложив обложить НДС либо россиийских и украинских игроков, либо дать возможность казахстанским фабрикам поставлять конфеты по нулевой ставке.

"Штамп МЦПС "Хоргос" не состоит в списке погранперехода, с помощью которого мы можем оформить товар по нулевой ставке налога. Поэтому мы не можем подтвердить экспорт, хотя продукция действительно идет на внешний рынок. Пока мы вынуждены облагать наш товар 12%-ным налогом, что делает наши конфеты неконкурентоспособными в сравнении с российскими или украинскими", - добавил спикер.

По словам Талгатбека, проблема может решиться уже в начале следующего года.

"Законодательство по "Хоргосу" сырое. Его быстро делали и где-то недоработали. Сейчас в него вносят глобальные изменения, и в начале года оно обновится. Проблема экспорта через "Хоргос" возникает не только у кондитерской промышленности, но и у всех остальных производителей. Казахстан очень либеральный в законодательстве – завозите что хотите. А китайцы очень сильно защищают свой рынок. Там пошлина на импорт муки – 60%. Это запретительная пошлина. У нас таких тарифов вообще нет ни на один продукт. Мы не можем зайти на их рынок. Если у экспортеров есть квота, то ту же муку можно поставлять по пошлине в 5%. Но квоты никому не дают. Чтобы их получить, Минсельхоз встречался с представителями Китая и получил какие-то квоты на 100 тыс. тонн. Но это и для Казахстана, и тем более для Китая объем небольшой. Если бы нам дали квоту на миллион тонн, то мы бы обеспечили рынок", - добавил Талгатбек.

Однако поставки готовой продукции – история уже другая и требует больше работы.

"Трудности в экспорте кондитерских изделий в том, что нужно учитывать вкусовые предпочтения китайцев. Нужно делать отдельные этикетки под каждую продукцию. А заказывать этикетки нужно сразу большие объемы – по тонне минимум. И на 20 видов конфет карамели нужно приобрести 20 тонн этикеток. Тонна обходится в $1,5-3 тыс. Таким образом, $60 тыс. уйдет только на этикетки", - пояснил Талгатбек.

Логистика – еще одно слабое звено при построении цепочки экспорта. Заказы, как пояснил собеседник, поступают максимум на фуры, что выходит дороже, чем при железнодорожных грузоперевозках. Однако закупать товар вагонами китайские покупатели не хотят. В связи с этим самым оптимальным вариантом производители видят поставки через "Хоргос". Таким образом, кондитеры продают около 500 тонн товара в месяц. В среднем это лишь около 2-3% общего производства, подсчитал Талгатбек.

"Сейчас хорошая динамика экспорта в Россию. Туда идут большие объемы. А китайский рынок интересен на перспективу. Ассоциация пытается решить проблему и создать в Китае логистический центр. Если мы сможем вагонами завозить товар и растаможивать его там, то люди его будут брать. Китайцы не хотят заниматься растаможкой, а хотят брать готовый к продаже товар. Если мы осуществим этот план, то сможем увеличить поставки в Китай в 10 раз (до 30-40 тыс. тонн в год)", - резюмировал он.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.