Когда-то наступит момент, когда покрывать села 4G станет невыгодным – Володин

Между тем Tele2 и Altel в этом году начнут предлагать финансовые услуги

28 февраля 2018 года

В 2018 году сотовый оператор Tele2 и Altel сохранит технологическое лидерство в 4G, начнет проекты в мобильных финансах и рассчитывает на строительство совместной сети с другими операторами. Руководитель совместного предприятия Роман Володин в беседе с LS рассказал о том, насколько выгодно проводить 4G в сельской местности и на какой стадии реализация проекта IMEI-кодов.

– Роман Владимирович, вы заявляете, что являетесь №1 по качеству и скорости интернета. Однако на чем основывается такая уверенность?

– Я назову три элемента, которые говорят о том, что мы являемся лидером по мобильному интернету. Во-первых, об этом говорят результаты исследования независимой аналитической группы Dmtel в Алматы и Астане. Согласно замерам, проведенным в ноябре-декабре прошлого года, мы являемся лучшей сетью с точки зрения мобильной передачи данных по многим параметрам, включая скорость и непрерывность интернет-соединения, а также высокий процент воспроизведения HD-контента в YouTube. Во-вторых, это видно в публичной отчетности наших конкурентов. Например, Kcell объявил, что их суммарный трафик за последний квартал 2017 г. составил 56 петабайт при порядка 10 млн клиентов. Наш трафик за тот же период времени составил свыше 180 петабайт при почти 7 млн клиентов. Отсюда можно сделать вывод, что активные интернет-пользователи выбирают нашу сеть как лучшую с точки зрения качества передачи данных. В-третьих, мы покрываем технологией 4G около 73% населения. Тогда как совместная 4G сеть наших конкурентов покрывает не более 52%. Стоит отдельно отметить, что в прошлом году мы первыми запустили технологию 4G+. Сначала в Алматы и Астане, а позже – во всех городах Казахстана.

– Вы говорите о том, что у вас лучшее качество, оперируя данными об охвате. Но не выходит ли так, что абоненты выбирают вас не по качеству, а по стоимости услуг?

– Мы действительно предлагаем более выгодные цены для массового пользователя под брендом Tele2. Но мы также понимаем, что цена – не единственный фактор, значимый для абонентов. Поэтому предложения Altel направлены на тех, кому нужны скорость и большие объемы мобильного интернета.

– А что насчет регионов? Там вы тоже являетесь лидером в сегменте мобильного интернета?

–  Если рассуждать логически, мы покрываем 73%, а наши конкуренты – не более 52% населения страны. Переносим это на 18 млн жителей, и получается, что 13,4 млн из них проживает в зоне нашего покрытия. С такой точки зрения, да, мы лидируем.

Более точные цифры могут дать только сравнительные драйв-тесты в регионах. На вопрос "везде ли одинаково качество" ответ будет "нет". Кое-где есть сложности, связанные с рельефом местности и инфраструктурой. Но при этом, если взять среднюю фактическую скорость на пользователя, мы не видим большую разницу между Алматы, Астаной, Шымкентом, Таразом, Карагандой, Атырау и другими городами.

– Это города, но при этом в министерстве по информациям и коммуникациям уже поднимали проблему слабого охвата мобильной связи в сельской местности.

– У операторов есть обязательства по покрытию населенных пунктов к концу 2020 года. Понятное дело, у нас, как у бизнеса, инвестиции распространяются от мест наибольшего скопления к местам наименьшей плотности населения. Поэтому этот вопрос до сих пор не решен полностью, и примерно четверть населения РК живет вне зоны действия 4G-сети.

– Насколько выгодно продолжать покрытие села?

– Этот вопрос имеет несколько составляющих. В первую очередь сложность и стоимость создания инфраструктуры. Мы понимаем, что нам надо поставить башню и базовую станцию. Надо каким-то образом передавать туда трафик и забирать его. Также требуются определенные расходы на обслуживание станции. Казахстан уже входит в десятку стран с самым недорогим мобильным интернетом, при этом обогнав (по данным Forbes – прим.) по скорости широкополосного интернета не только соседей по СНГ, но и Австралию, и страны Латинской Америки. И вопрос монетизации трафика актуален для каждого оператора в нашей стране.

Пока что все новые регионы, которые мы покрываем в рамках развития 4G в регионах, генерируют дополнительную прибыль. Но мы понимаем, что наступит момент, когда базовая станция перестанет для нас окупаться. Наша задача – попытаться вместе с регулятором, а также фиксированными и мобильными операторами, найти механизмы и модели взаимодействия, при которых мы сможем снизить себестоимость. Перекладывать все на абонента мы считаем неправильным.

– То есть вы планируете сотрудничать по части установки вышек с Kcell и Beeline?

– Да, с этого года в рамках нового закона о связи разрешено совместное использование частот операторами. Это без преувеличения можно назвать прорывом, потому что делает возможным развитие модели network sharing. И, соответственно, влиять на издержки. Сейчас мы обсуждаем возможности проектов совместного строительства и использования сетей в сельской местности в рамках исполнения лицензионных обязательств. Технически мы готовы начать совместное строительство сети тремя операторами уже в этом году.

– Сколько вы планируете охватить в этом году?

– Мы не будем пока озвучивать конкретные планы. Если говорить обобщенно, то мы собираемся развивать свою 4G и 4G+ сеть, исходя из задачи удерживать технологическое лидерство.

– Возвращаясь к теме сотрудничества с другими операторами, что еще, помимо строительства сетей, вы планируете совместно?

– Мы работаем на высококонкурентном рынке. Но у нас есть и так называемый coopetition-направления, в рамках которых операторы могут сотрудничать. Про строительство сети уже было сказано. Второе, это общий подход к регулированию, там, где интересы операторов совпадают.

У нас есть также одинаковое стратегическое видение того, как должны развиваться различные сервисы, например, мобильные финансовые услуги. Мы все развиваем рынок в одном направлении для создания услуг для пользователей.

– Означает ли это, что вы начнете предоставлять и другие услуги? Такие как мобильный банкинг и так далее? Ранее, пока ваши конкуренты активно работали в этом направлении, вы оставались более консервативными.

– Я не называю этот подход консервативным, это вопрос бизнес-модели. Коллеги развивали новые области. Они создавали спрос, хотя можно по-разному оценивать текущие объемы рынка финансовых услуг. Мы же до этого момента не видели, что мобильные финансы являются критически важными для нас. У нас были другие бизнес-приоритеты. Это не значит, что мы не верим в мобильные финансовые услуги. Сейчас мы поняли, что пришло время запускать их. Поэтому мы начнем с простых сервисов, таких как оплата транспорта и парковок. Мы надеемся, что эти услуги заработают для наших клиентов до конца года. В первоочередных планах набрать тот же пул партнеров, что и у других операторов.

– К слову, о совместном регулировании. На какой стадии находится проект по созданию единой базы идентификационных номеров мобильных устройств (IMEI-кодов)?

– Согласно принятому закону, уже с 1 января 2019 года нам будет запрещено оказывать услуги сотовой связи незарегистрированным устройствам. Время, с одной стороны, есть, с другой – его не так много. Поэтому на текущий момент мы в интенсивном диалоге с регуляторами и другими представителями госорганов для определения деталей того, как это будет работать. Проникновение в стране превышает 146%, а это более 24 млн активных SIM-карт и, как следствие, устройств на руках. Задача сделать так, чтобы внедрение подобных норм регулирования не создавало проблем для абонентов. Также, на наш взгляд, регулирование не должно создавать повышенную как технологическую, так и финансовую нагрузку для операторов. В целом мы ожидаем, что все аспекты будут утверждены до конца I квартала. После уже будут обсуждаться вопросы и этапы регистрации абонентских устройств.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.