Казахстану нужны миллиарды долларов и годы на решение проблем энергетики

Эксперты относятся к новому нацплану развития с долей скепцитизма

22 августа 2024 года

До 10 лет и миллиарды долларов понадобятся Казахстану для полномасштабной реформы энергетической отрасли. Такое мнение озвучил LS управляющий директор НПП "Атамекен" Жакып Хайрушев.

Оценивая для LS национальный план развития до 2029 года (НПР), он отметил, что для решения текущих проблем в энергетике требуется ряд системных мер.

В том числе необходима модернизация существующих объектов, особенно с высокой степенью амортизации, а также строительство новых мощностей. По словам собеседника LS, это позволит повысить эффективность экономики.

Вместе с тем необходимо диверсифицировать сферу, рассматривая как атомную отрасль, так и сотрудничество в рамках Центральной Азии. Например, Камбаратинская ГЭС в Кыргызстане и Рогунская ГЭС в Таджикистане.

"Немаловажно создавать благоприятные условия для инвестиций внутри страны. Для этого нужно улучшать законодательную базу. Помимо этого, стоит снизить риски для инвесторов путем внедрения прозрачных механизмов тарифообразования", – пояснил автор Telegram-канала Haırýshev energy.

Кроме того, по мнению эксперта, надо разработать целевые программы господдержки отечественных производителей энергетического оборудования, включая налоговые льготы и госгарантии.

"Полномасштабная реформа отрасли может занять от семи до 10 лет, в зависимости от доступности ресурсов и уровня политической воли. Начальные этапы, включая улучшение инвестиционного климата и модернизацию критической инфраструктуры, могут быть завершены за три-пять лет. Что касается объема инвестиций, то, по разным оценкам, для реализации всех необходимых мероприятий может потребоваться от $10 до $15 млрд, включая возведение АЭС", – оценил Хайрушев.

Вместе с тем, по словам эксперта, за последний год произошли значительные положительные изменения, которые нужно сохранить за счет выстраивания четких приоритетов в связке с планом развития электроэнергетики. По мнению эксперта, нельзя назвать жизнеспособной стратегию, где есть "проигравшие".

"Понятно, что в НПР сложно прописать все. Но нам в первую очередь самим нужно понять, куда идет отрасль – к жесткой централизации или к развитию конкуренции. Помимо проблем, указанных в нацплане, есть и другие барьеры, которые могут препятствовать превращению сферы из убыточной в инвестиционно привлекательную", – объяснил собеседник LS.

В том числе эксперта беспокоят непрозрачность регулирования и отсутствие четких и предсказуемых правил. По мнению представителя НПП, постоянные изменения в законодательстве и тарифной политике отпугивают потенциальных участников рынка. По словам Хайрушева, для решения проблемы нужно создать единый госорган в энергоотрасли. Это должно обеспечить предсказуемость и прозрачность регуляторной среды.

Хайрушев отметил, что большой проблемой является отсутствие финансовой поддержки проектов. Помимо этого, международные финансовые институты не поддерживают угольные инициативы.

"Мы много говорим о введении адресных субсидий для уязвимых групп населения и обеспечении конкуренции на розничном рынке. Это также могло бы позволить найти баланс между социальной стабильностью и развитием МСБ. В совокупности преодоление этих и других барьеров, таких как развитие кадрового потенциала, поддержка отечественных товаропроизводителей, цифровизация отрасли, мониторинг расходования финансовых средств и др., позволит улучшить процесс регулирования, привлечения инвестиций и повысит прозрачность всей отрасли", – пояснил эксперт и добавил, что уже неоднократно поднимал данный вопрос.

Оценивая шансы правительства по реализации поставленных в НПР целей, собеседник LS отметил, что все зависит от нескольких ключевых факторов. У самого Хайрушева есть основания как для осторожного оптимизма, так и для скептицизма.

По мнению эксперта, важно, чтобы правительство придерживалось стабильной и последовательной политики в отношении реформ, избегая частых изменений курса и приоритетов. В таком случае, при условии создания соответствующей нормативной базы, задачи нацплана могут быть реализованы.

В ином случае бюрократия, недостаток компетенций и другие факторы могут стать серьезными барьерами при внедрении масштабных реформ.

"Любые изменения в области энергетики, особенно если они связаны с повышением тарифов, могут вызвать недовольство населения и социальную напряженность, что приведет к политическому давлению и замедлению реализации мер. Поэтому важно обеспечить полную прозрачность и внедрить эффективные механизмы управления, а также мониторинга. Подотчетность должна быть на всех уровнях. Успех НПР зависит от того, сможет ли правительство преодолеть существующие барьеры, эффективно управлять процессом реформ и создать благоприятную среду для привлечения инвестиций и внедрения новых технологий. Если все эти условия будут выполнены, то поставленные цели могут быть достигнуты. В противном случае существует риск, что амбиции нацплана останутся нереализованными", – заключил Хайрушев.

У Казахстана сохраняется зависимость не только от импорта самой электроэнергии, но и от закупа зарубежного оборудования, которое необходимо отрасли. На этот аспект обратил внимание глава Ассоциации КазЭСО Сергей Агафонов. В связи с этим в перспективе необходимо развивать отечественное производство, и в частности – оборудования для ВИЭ, которое становится все более востребованным в отрасли.

Немаловажным направлением эксперт назвал достижение углеродной нейтральности, так как это является не столько международным обязательством, сколько обязанностью перед будущими поколениями казахстанцев.

"Сжигание угля, на которое приходится 70% теплоэнергетики, приводит к выбросу вредных веществ. Это "грязная" генерация, которая влияет не только на потепление климата, но и на здоровье наших граждан. Поэтому ее долю необходимо снижать и заменять более экологичными типами генерации", – пояснил собеседник LS.

Вместе с тем, по мнению эксперта, с развитием отрасли нужно сохранить баланс между доступностью коммунальных услуг (электричество, отопление) и привлечением инвестиций. Он обратил внимание на то, что чем выше цена, тем привлекательнее сфера, но менее доступна услуга, и наоборот. В связи с этим, по словам Агафонова, необходимо возвращать в отрасль сдерживающий фактор в виде конкуренции, который на данный момент утрачен.

Другой серьезной проблемой, которую необходимо решить, является дефицит электроэнергии. Ее можно преодолеть в основном за счет ввода собственной генерации и снижения высокого уровня износа. По данным Минэнерго, показатель амортизации основного оборудования станций равен в среднем 65%.

"Однако нужно учитывать, что указанная сфера на текущий момент является абсолютно непрозрачной, а это вызывает ряд проблем. Часто подрядчиками для ремонтных работ выступают аффилированные с заказчиками лица. В связи с этим в закупках товарно-материальных ценностей и в самих ремонтах порядка 30% приходится на непродуктивные расходы. Поэтому нужно для начала обеспечить транспарентность в данных сделках, чтобы конкурс выигрывали не только "свои", – пояснил Агафонов.

Кроме этого, существенным барьером эксперт назвал отсутствие рыночных механизмов для энергосбережения в бюджетной сфере. По словам Агафонова, если какому-либо ведомству в один из периодов удается сэкономить, то в последующем ему обязательно сократят бюджет на данную сумму и не станут учитывать то, что оптимизация произошла из-за ряда факторов, которые могут не повториться в дальнейшем. По мнению собеседника LS, этот и ряд других факторов не мотивируют чиновников экономить.

"Эту неповоротливую, "деревянную" систему необходимо менять для повышения инвестпривлекательности сферы энергосбережения. А для этого нужно создавать соответствующий рынок и механизмы, развивать конкуренцию и увеличивать прозрачность", – высказался Агафонов.

По его словам, в стране необходимы условия, при которых любой частный игрок сможет легко и просто заняться реализацией проектов в энергетике, "принести туда свои деньги". Этому, по словам эксперта, может поспособствовать Совет рынка, который сможет централизованно создать и стимулировать необходимые отрасли. В данную организацию должны войти представители всех заинтересованных сторон, а не только одной ассоциации, как это происходит сейчас. Тогда Совет сможет постепенно решить все основные проблемы отрасли.

Между тем в самом нацплане отмечается, что в сфере сохраняется трилемма задач по обеспечению безопасности и углеродной нейтральности, балансом между доступностью электричества и необходимостью привлечения инвестиций. И во всех них имеются вызовы, включая дефицит услуги, высокий уровень износа инфраструктуры, энергоемкость экономики, недостаточную привлекательность сферы для финансирования.

Более того, согласно прогнозному балансу, если в 2023 году в Казахстане разница между производством и потреблением составила 2,2 млрд кВтч, то к 2029 году данный показатель увеличится до 6,9 млрд кВтч. Ситуация усугубляется стареющим оборудованием: доля электростанций старше 30 лет составляет 56%. Наряду с повышением аварийности это приводит к значительным потерям при распределении услуги – 14%.

Энергоемкость экономики страны составляет 0,32 тнэ на $1 тыс. ВВП, что превышает среднемировые данные на 65%, а развивающихся стран – на 14%. При этом значительная доля традиционных источников в генерации света приводит к высокому уровню выделения парниковых газов. В связи с этим Казахстан входит в топ-5 стран в мире по углеродным выбросам относительно ВВП и аналогичным показателям на душу населения.

При этом тарифы на услугу в стране одни из самых низких в мире как в абсолютном значении, так и в качестве доли в затратах домохозяйств (3,5-4,9 цента на кВтч для населения и промышленности). В документе отмечается, что этого недостаточно для привлечения финансирования на ввод новых мощностей, модернизацию инфраструктуры и энергопереход.

В связи с этим были определены четыре основных приоритета для развития отрасли.

Во-первых, планируется заняться модернизацией и расширением инфраструктуры, включая полное оснащение современными системами учета. В том числе речь идет об умных счетчиках, углубленной аналитике и цифровых технологиях для усиления мониторинга качества услуг.

Во-вторых, будет расти доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Одновременно с этим будут вводиться новые маневренные ресурсы, в том числе системы накопления и хранения электричества. Они нужны для баланса системы и управления нестабильностью ВИЭ.

В-третьих, продолжится повышение инвестпривлекательности сектора за счет создания предсказуемых и прозрачных условий для частного финансирования. В том числе будут созданы долгосрочное планирование мощностей, гарантия закупа и доступ к сети. Отмечено, что проекты в отрасли капиталоемкие и имеют длительные сроки окупаемости. Поэтому критическим фактором при планировании инвестиционного цикла выступает предсказуемость базовых условий в ближайшие 10-15 лет.

Также будет упрощен процесс получения разрешительных документов для создания ВИЭ-генерации. Тарифообразование будет меняться поэтапно и по прогнозируемому сценарию. В отношении зеленого водорода планируется расширить меры господдержки. Особое внимание будет уделено производствам, связанным с климатическими технологиями.

В-четвертых, показатели энергоемкости экономики будут снижены минимум на 15% к 2029 году. Для этого будут внедрены и актуализированы существующие строительные нормативы, направленные на снижение потерь услуги зданий. Также планируется запустить практику ведения рейтинга домов в данной сфере (House energy rating), основанного на результатах системного мониторинга эффективности помещений в использовании света и тепла.

Поддержку получат и программы эффективности и аудитов в промышленности. Будут проведены бесплатные оценки потребления с выработкой конкретных рекомендаций (по примеру Мичиганской программы в США), а также предусмотрено последующее финансирование мер по обеспечению более ответственного использования услуги крупных и средних предприятий (по примеру опыта Китая). Дополнительным рычагом станет привлечение на рынок Казахстана международных энергосервисных компаний и экспертных центров.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.