В Казахстане ждут сокращения объемов транзита контейнерными поездами в/из Китая. В Ассоциации перевозчиков и операторов вагонов (КазАПО) обвиняют в этом нацкомпанию "Қазақстан темір жолы", сообщает LS.
В ассоциации выразили мнение, что КТЖ, занимая монопольное положение на рынке, ведет целенаправленную политику по выдавливанию и ликвидации частных предпринимателей в этой сфере.
"В настоящее время настроение и положение компаний-участников железнодорожного рынка близки к отчаянию и разочарованию. В течение последних 2,5 лет наша сфера пережила целую череду сильнейших стрессов, главные из которых – затяжная пандемия коронавируса и сложная геополитическая ситуация. В дополнение к этому в начале июня текущего года участники рынка получили новый шок: национальный перевозчик – КТЖ – оповестил, что с 1 июня 2022 года дочернему предприятию КТЖ – оператору контейнерных поездов KTZ-Express – делегируются функции планирования и согласования всех транзитных контейнерных поездов", – говорится в письме КазАПО адресованного президенту Казахстана.
В ассоциации пояснили, что, согласно законодательству, KTZ-Express является экспедитором, а функции планирования и согласования перевозок в национальном и межгосударственном сообщениях входят в компетенцию перевозчика.
"Таким образом, экспедитор, которым является KTZ- Express, осуществляет функции перевозчика, не имея на это законодательно закрепленных юридических оснований. Решение, принятое КТЖ, нарушает сразу несколько законов и нормативно-правовых актов Казахстана – закон "О железнодорожном транспорте", согласно которому какие-либо ограничения в перевозках может вводить только уполномоченный орган на железнодорожном транспорте, правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении и многие другие профильные документы", – посетовали в КазАПО.
Помимо воздействия на бизнес, в ассоциации также видят репутационные риски для страны.
"Именно на нашу страну на фоне текущих геополитических процессов со стороны международного сообщества возлагаются сегодня большие надежды и появляются очень серьезные обязательства по транзитным перевозкам перед международными партнерами. В условиях, когда изношенность локомотивного парка КТЖ составляет порядка 70%, а парк вагонов устарел и морально и физически, при том, что нагрузка на железную дорогу сегодня выросла в разы, основными инвесторами на этом рынке являются именно частные игроки, привлекающие средства на развитие отрасли, инвестируя в строительство инфраструктуры и обновление парков", – указано в сообщении.
В ассоциации также предупредили о последствиях.
"Если ситуация в ближайшие сроки не изменится, неминуемо сокращение объемов транзитных перевозок в контейнерных поездах в направлении в/из КНР. Сейчас мы наблюдаем ряд нарушений со стороны национального перевозчика, следствием которых стали брошенные поезда в направлении Китая, несвоевременное согласование планов, предоставление так называемых "скрытых скидок" дочерним компаниям КТЖ и доступа последних к организации контейнерных поездов. Все это в конечном итоге приведет к выдавливанию из отрасли частного сегмента и установлению полной монополии национального перевозчика", – посетовали в КазАПО.
В письме ассоциации выразила надежду, что государство в лице Касым-Жомарта Токаева заставит КТЖ соблюдать законы.
КазАПО в свою очередь также обратилась в министерство индустрии и инфраструктурного развития, Агентство по защите и развитию конкуренции и Транспортную прокуратуру.