Казахстанский фешен-ретейл ждет период трансформации. Президент Ассоциации ретейлеров Казахстана Василий Горевой рассказал LS о том, как торговые компании переживают кризис.
Как он утверждает, масс-маркет, где средняя стоимость единицы товара составляет 5-10 тыс. тенге, показывает хорошие результаты продаж, тогда как в среднеценовом сегменте наблюдается стагнация.
"Если оценивать рост рынка в тенге, то в 2016 году в сравнении с 2015 годом было отмечено незначительное увеличение на несколько процентов, тогда как с начала 2017 года торговля выросла до 20% по некоторым направлениям. В единицах товара мы пока только приближаемся к додевальвационному показателю 2014 года. Думаю до конца этого года мы выйдем на прежний уровень", - прогнозирует Горевой.
По его словам, рынок цивилизованного ретейла Казахстана в денежном выражении остался примерно таким же, каким был до кризиса, - достигает до 100 млрд тенге.
"Текущий год – год фундаментальной реструктуризации. Она будет жесткой и не всегда приятной. Мы прогнозируем выход достаточно известных в Казахстане международных брендов, и это не только фешен-ретейл, это еще и фуд-ретейл. В 2016 году примерно 15% брендов уже ушли из Казахстана. В 2017 году их количество может вырасти до 30-35%. И это достаточно известные бренды, к которым казахстанцы показывали хороший уровень лояльности", - утверждает Горевой.
Как заявил Горевой, некоторые бренды уже покинули торгово-развлекательные центры (ТРЦ) Казахстана. При этом одни марки уходят из-за внутренних проблем, а другие - из-за того, что рынок сильно сжался.
"Если в Астане это не так заметно, то в Алматы сильно. На место сетевых европейских брендов выходят no name бренды, которых раньше никто нигде не видел и не знал – условно "базарно-барахольный вариант". В результате торгово-развлекательный центр превращается в фуд-корт и развлекательный центр. В этом направлении ТРЦ сейчас гораздо активнее развиваются, чем восполняют свободные площади фешен-ретейла", - добавил он.
По словам Горевого, если сейчас эта тенденция не сильно отразилась на сетевиках, то через какое-то время у казахстанцев выработается привычка ходить в торговые центры ради развлечений и еды, и это впоследствии "очень сильно аукнется ретейлерам".
Еще одной тенденцией фешен-ретейла является уход части покупателей на городские рынки.
"Отток из ТРЦ на базары и барахолки по трафику составляет примерно 10-15% посетителей. Наверное, это инстинктивные побуждения - уйти на рынок, потому что там дешевле. Но сегодня нормальные цивилизованные магазины масс-маркета продают товары по таким же ценам. При этом понятно, что на барахолках отсутствует контроль качества и сертификация продукции", - добавил глава ассоциации.
Однако, несмотря на сокращение трафика, на рынке появляются новые международные игроки. По его словам, говорить о росте интереса брендов к Казахстану в кризис не стоит, поскольку скрыты иные причины.
"H&M немного запоздал с выходом в Казахстан. Посткризисные явления в стране немного затянулись и компания не совсем правильно оценивала ситуацию. Интерес к Казахстану у международных брендов есть всегда, но он ограничен, потому как объем покупательского рынка сжатый, плюс сложности с логистикой и прочее. На фоне затухания рынка H&M решил выйти на более удобных условиях аренды, чем в "жирные" докризисные времена, которые он может зафиксировать на будущие годы", - добавил он.
Такую же стратегию выхода на новые рынки могут использовать уже работающие в Казахстане сетевые компании при открытии магазинов в регионах.
"Мы прогнозируем, что в 2017 году будут активно развиваться регионы. Пару лет назад на прежних условиях аренды, несмотря на то, что и продажи были хорошие, об открытии магазинов в новых городах было говорить трудно. Соотношение аренды к продажам было высокое. А сейчас девелоперы гораздо более лояльны и более спокойно смотрят на долю от продаж в качестве арендной платы", - резюмировал Горевой.