Из Казахстана уйдет треть зарубежных брендов - прогноз

В свою очередь оставшиеся бренды закрепят свои позиции в регионах

10 мая 2017 года

Казахстанский фешен-ретейл ждет период трансформации. Президент Ассоциации ретейлеров Казахстана Василий Горевой рассказал LS о том, как торговые компании переживают кризис.

Как он утверждает, масс-маркет, где средняя стоимость единицы товара составляет 5-10 тыс. тенге, показывает хорошие результаты продаж, тогда как в среднеценовом сегменте наблюдается стагнация.   

"Если оценивать рост рынка в тенге, то в 2016 году в сравнении с 2015 годом было отмечено незначительное увеличение на несколько процентов, тогда как с начала 2017 года торговля выросла до 20% по некоторым направлениям. В единицах товара мы пока только приближаемся к додевальвационному показателю 2014 года. Думаю до конца этого года мы выйдем на прежний уровень", - прогнозирует Горевой.

По его словам, рынок цивилизованного ретейла Казахстана в денежном выражении остался примерно таким же, каким был до кризиса, - достигает до 100 млрд тенге.

"Текущий год – год фундаментальной реструктуризации. Она будет жесткой и не всегда приятной. Мы прогнозируем выход достаточно известных в Казахстане международных брендов, и это не только фешен-ретейл, это еще и фуд-ретейл. В 2016 году примерно 15% брендов уже ушли из Казахстана. В 2017 году их количество может вырасти до 30-35%. И это достаточно известные бренды, к которым казахстанцы показывали хороший уровень лояльности", - утверждает Горевой.

Как заявил Горевой, некоторые бренды уже покинули торгово-развлекательные центры (ТРЦ) Казахстана.  При этом одни марки уходят  из-за внутренних проблем, а другие - из-за того, что рынок сильно сжался.  

"Если в Астане это не так заметно, то в Алматы сильно. На место сетевых европейских брендов выходят no name бренды, которых раньше никто нигде не видел и не знал – условно "базарно-барахольный вариант".  В результате торгово-развлекательный центр превращается в фуд-корт и развлекательный центр. В этом направлении ТРЦ сейчас гораздо активнее развиваются, чем восполняют свободные площади фешен-ретейла", - добавил он.

По словам Горевого, если сейчас эта тенденция не сильно отразилась на сетевиках, то  через какое-то время у казахстанцев выработается привычка ходить в торговые центры ради развлечений и еды, и это впоследствии "очень сильно аукнется ретейлерам".

Еще одной тенденцией фешен-ретейла является уход части покупателей на городские рынки.

"Отток из ТРЦ на базары и барахолки по трафику составляет примерно 10-15% посетителей. Наверное, это инстинктивные побуждения - уйти на рынок, потому что там дешевле. Но сегодня нормальные цивилизованные магазины масс-маркета продают товары по таким же ценам. При этом понятно, что на барахолках отсутствует контроль качества и сертификация продукции", - добавил глава ассоциации.

Однако, несмотря на сокращение трафика, на рынке появляются новые международные игроки. По его словам, говорить о росте интереса брендов к Казахстану в кризис не стоит, поскольку скрыты иные причины.

"H&M немного запоздал с выходом в Казахстан. Посткризисные явления в стране немного затянулись и компания не совсем правильно оценивала ситуацию. Интерес к Казахстану у международных брендов есть всегда, но он ограничен, потому как объем покупательского рынка сжатый, плюс сложности с логистикой и прочее. На фоне затухания рынка  H&M решил выйти на более удобных условиях аренды, чем в "жирные" докризисные времена,  которые он может зафиксировать на будущие годы", - добавил он.

Такую же стратегию выхода на новые рынки могут использовать уже работающие в Казахстане сетевые компании при открытии магазинов в регионах.

"Мы прогнозируем, что в 2017 году будут активно развиваться регионы.  Пару лет назад на прежних условиях аренды, несмотря на то, что и продажи были хорошие, об открытии магазинов в новых городах  было говорить трудно. Соотношение аренды к продажам было высокое. А сейчас девелоперы гораздо более лояльны и более спокойно смотрят на долю от продаж в качестве арендной платы", - резюмировал Горевой.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.