Казахстанские предприниматели, работающие в международном аэропорту Алматы, обратились за помощью к президенту Касым-Жомарту Токаеву, передает LS.
Отечественные бизнесмены пожаловались на то, что TAV Airports препятствует их работе. В том числе, как отметила предпринимательница Айнур Бектибаева, тендер на деятельность в новом терминале получили только зарубежные представители. На данный момент, по ее словам, в нем не работает ни одна казахстанская компания. В то же время, как отметила спикер, согласно закону, в первую очередь места должны предоставляться компаниям из РК.
Бектибаева выразила опасения, что под видом ремонта казахстанских бизнесменов выгонят и из старого терминала, так как уже 10 отечественных компаний были вынуждены закрыться. По ее оценке, в данных организациях работало около 500 человек. Всего, по подсчетам спикера, в аэропорту осуществляют деятельность около 50 компаний с 5 тыс. работников.
"Мы обратились к президенту, всем заинтересованным лицам: в Генпрокуратуру, Антимонопольную службу, Комитет гражданской авиации, КНБ, Верховный суд, Лондонский суд, НПП "Атамекен" и мажилис. Всем заинтересованным лицам сообщили о нашей ситуации, о том, что работа бизнеса поменялась с приходом к управлению турецкой компании TAV Airports. Мы требуем проведения честного расследования тендеров, защиты прав предпринимателей. Предлагаем создать независимую комиссию по их проверке в аэропорту", – сообщила она.
Возвращаясь к вопросу барьеров, Бектибаева уточнила, что отечественные представители бизнеса подавали заявки на тендер, но их отклоняли по незначительным причинам.
Ее слова подтвердила юрист Ольга Брулева, пояснив, что у Бектибаевой было отклонено четыре заявки в тендере на работу в новом крыле из-за неправильной прошивки документов.
"Все рабочие места там создаются иностранными компаниями", – заявила она.
Брулева добавила, что администратор препятствует работе казахстанского бизнеса и на старом пункте обслуживания, так как подрядчик затягивает ремонт, который был начат без согласования с предпринимателями. Из-за этого организации несут убытки и рискуют закрыться.
Между тем в пресс-службе аэропорта (МАА), комментируя LS проблему, сообщили, что часть пассажирского терминала, ранее принадлежавшая физическим и юридическим лицам, судебным решением возвращена в госсобственность и поступила в Управление госактивов Алматы. Бывшие собственники обязаны были передать помещения еще 20 июля и 21 сентября 2023 года.
По результатам электронных торгов между МАА и данным управлением был заключен договор о передаче имущества в доверительное управление без права выкупа сроком на 30 лет (с 14 мая 2024 года).
"В рамках законодательства доверительный управляющий обязан осуществлять передачу помещений аэропорта в аренду в соответствии с правилами доступа к оказанию услуг на его территории, утвержденными приказом министра индустрии и инфраструктурного развития от 29 сентября 2020 года №501. Это происходит на конкурсной основе, где могут принять участие все физические и юридические лица, соответствующие установленным требованиям", – пояснили в пресс-службе воздушной гавани.
Однако, как уточнили в МАА, сейчас нет возможности использовать принятые от управления госактивов помещения, так как там незаконно находятся посторонние лица, которые с сентября 2023 года по июнь 2024 года осуществляли предпринимательскую деятельность.
Тем не менее в воздушной гавани не ответили на вопрос LS, подтверждается ли информация о том, что в новом терминале отсутствуют казахстанские бизнесмены.
Напомним, турецкий холдинг TAV Airports выкупил алматинский аэропорт за $365 млн и начал строить новый пассажирский терминал, который был запущен в июне текущего года. В него было инвестировано более $200 млн. Компания планирует в 2025 году провести модернизацию перрона перед карго-терминалом и полностью автоматизировать процессы, чтобы ускорить обработку грузов в аэропорту.