Казахстан может столкнуться с перенасыщением российскими стройматериалами из-за санкций в отношении РФ. Такой прогноз LS озвучили в министерстве индустрии и инфраструктурного развития.
По информации ведомства, Россия является основным поставщиком стройматериалов на рынок Казахстана. В 2021 году импорт оттуда составил $772 млн, или 57,6% от общего объема. Это на 27,6% больше, чем в 2020 году.
Основными позициями, поставляемыми в страну из соседнего государства, выступают портландцемент, обои, теплоизоляционные материалы, линолеум, плиты и листы из полимерных материалов, листовое стекло и другое.
На другого крупного поставщика – Китай – по информации ведомства, приходится 9,5% импорта стройматериалов.
"Вследствие сокращения экспортных рынков России в страны Европы (Швейцария, Польша, Германия, Эстония) из-за введенных санкций существует риск перенасыщения внутреннего рынка недорогими российскими строительными материалами. Это ужесточит ценовую конкуренцию на внутреннем рынке и отразится на снижении потребления отечественной продукции", – пояснили в МИИР.
В ведомстве не исключили, что в ближайшее время поставки из России могут приостановиться из-за корректировки цен производителей. Однако это будет непродолжительно, так как активность строительного рынка растет с приходом теплого сезона. Кроме того, в РФ, так же как и в Казахстане, ведется реализация программы жилищного строительства.
Тем временем, по данным бюро нацстатистики, в 2021 году общий объем импорта стройматериалов составил $1,4 млрд (+26,8% к 2020 году). В стоимостном выражении наблюдается увеличение импорта из России на 27,6%, Турции – в 1,8 раза и Узбекистана – в 2,1 раза.
В разрезе товаров в первую десятку входят такие товары, как:обои, листовое стекло, плиты, листы из полимерных материалов, портландцемент, керамические кирпичи, теплоизоляционные материалы, керамическая плитка, плиты, листы и пленка из полимеров этилена, линолеум, кирпичи огнеупорные и другое, производство которых отсутствует на внутреннем рынке либо осуществляется в ограниченном количестве, не способном удовлетворить внутренний спрос.
Что касается ценообразования, в МИИР отметили, что частные компании на строительном рынке вправе самостоятельно устанавливать стоимость на производимые товары, работы, услуги. Принятие мер по регулированию цен противоречит закону.
"Государство не регулирует рынок недвижимости, так как это саморегулируемый рынок, который зависит от спроса и предложения населения. Цены зависят от множества факторов, например, стоимости земельного участка, наличия инфраструктуры, инженерных сетей, месторасположения, спроса среди населения и себестоимости строительства. Государство регулирует цены только на жилье и социальные объекты, строящиеся за счет госинвестиций. Стоимость 1 кв. м для такой недвижимости установлена в размере 160-240 тыс. тенге в рамках программы "Нурлы жер", – отметили в министерстве.
Также, по информации ведомства, государством проводится работа по подведению инженерно-коммуникационной инфраструктуры к объектам частного застройщика с условием продажи жилья по фиксированной стоимости в рамках программы (220-260 тыс. тенге за кв. м).