Казахстан намерен решать вопрос дефицита авиатоплива за счет его импорта из Китая. В министерствах транспорта и энергетики озвучили LS подробности.
По информации Минэнерго, за последние четыре года разница между выпуском и спросом на данный вид ГСМ выросла с 8,1% в 2020 году до 29,6% в текущем году.
В том числе, если в 2020 году при производстве 432,2 тыс. тонн авиатоплива оценка потребления составляла 476,7 тыс. тонн, то в текущем году при производстве 624 тыс. тонн оценка потребления равна 887 тыс. тонн. Таким образом, выпуск собственного ГСМ не успевает за растущим спросом и уже достигает 29,6%.
В Минэнерго отметили, что оценка потребления выше производства на 263 тыс. тонн связана с наличием международных транзитных авиарейсов через казахстанские аэропорты. При этом, как пояснили в ведомстве, потребности отечественных пассажирских авиакомпаний обеспечиваются в приоритетном порядке и полном объеме.
В то же время совокупные запасы данного ГСМ составляют 99 тыс. тонн, или до двух месяцев потребления при непрерывном восполнении. В связи с этим ситуация стабильна.
Помимо того, в Минэнерго отметили, что дальнейшее увеличение объема производства авиатоплива ограничено действующими производственными мощностями Атырауского, Павлодарского и Шымкентского НПЗ.
В связи с этим во избежание дефицита на внутреннем рынке имеется возможность импорта до 300 тыс. тонн в год российского авиатоплива в соответствии с индикативным балансом между ведомствами стран.
Для увеличения выпуска нефтепродуктов, в том числе авиатоплива, планируется расширить Шымкентский НПЗ с 6 млн до 12 млн тонн. Планируемый срок реализации проекта – 2029 год.
В министерстве транспорта также обратили внимание на то, что на сегодня производственные мощности отечественных НПЗ не могут удовлетворить растущую потребность в авиатопливе, которая компенсируется импортом из России.
В связи с этим на сегодня ведется работа по диверсификации импорта из соседних стран и начата проработка с китайской госкомпанией China National Aviation Fuel Group (CNAF) по импорту авиатоплива. По информации ведомства, CNAF является крупнейшим поставщиком данного вида ГСМ в Китае, присутствует в 226 китайских и 48 зарубежных аэропортах. Среднегодовой оборот авиатоплива – порядка 30-35 млн. тонн в год. Компания занимает 97% рынка Китая.
При этом, как пояснили в министерстве, в Казахстане производится и используется авиатопливо марки ТС-1, а в Китае – No 3 Jet Fuel, идентичный JET A-1.
В связи с этим существует ряд вопросов, связанных с логистикой (так как Китай и Казахстан используют разную ширину колеи железной дороги), сертификацией авиатоплива для последующего его использования в Казахстане и подготовкой инфраструктуры по всей цепочке оборота от НПЗ до "крыла".
"В настоящее время за счет частных средств аэропорт Алматы модернизирует топливозаправочный комплекс и в ближайшей перспективе планирует использовать авиатопливо марки JET A-1", – рассказали в министерстве.
Между тем в "Эйр Астане" уже сообщили о подписании с PetroChina International Kazakhstan меморандума о стратегическом партнерстве. В рамках документа стороны намерены сотрудничать по вопросам поставок авиакеросина, а также вести работу по созданию инфраструктуры и переходу на международный стандарт авиационного топлива Jet A-1. Ввиду отсутствия производства этого типа топлива в Казахстане стороны также обсудили возможность импорта Jet A-1 и экологически чистого авиационного топлива (SAF) напрямую с нефтеперерабатывающих заводов Китая.
В "КазМунайГазе" в свою очередь отметили, что с 2018 года нефтеперерабатывающие заводы НК "КазМунайГаз" – Атырауский НПЗ, Павлодарский НХЗ и Шымкентский НПЗ (ПКОП) – успешно прошли модернизацию и на сегодня готовы к выпуску авиатоплива марки Jet-А1, соответствующего международному стандарту ASTM.