Дифференцированные ставки КПН и НДС приведут к общему усложнению налогового учета. В НПП "Атамекен" прокомментировали LS предложенные министерством национальной экономики меры.
В Казахстане от Налогового кодекса ждут максимальной простоты и прозрачности. В НПП озвучили свой взгляд на новый документ. Речь идет о дифференциации ставок КПН и НДС. Но по данному вопросу необходимо рассмотреть несколько аспектов.
"Во-первых, налоговая ставка прямо тянет за собой вопрос о размере фискального бремени на ту или иную отрасль. Для расчета коэффициента налоговой нагрузки госорганами используется методика, разработанная министерством финансов (приказ от 20 февраля 2018 года №253). По ее применению систематически возникают вопросы у предпринимателей, потому что она методологически не совпадает с оценками уровня фискального бремени, осуществляемых международными институтами", – говорится в ответе на запрос.
Во-вторых, в НПП отмечают, что дифференциация не означает повышение стандартной ставки налога и сохранение текущей в качестве стимула для определенных отраслей экономики.
"В-третьих, мы живем в век глобальной экономики. Необходимо принимать решения с учетом ставок по основным налогам в соседних странах, учитывая тот факт, что все эти государства в целом конкурируют с нами в одном регионе за привлечение инвестиций, технологий, инноваций", – подчеркнули в палате.
Поэтому дифференцированные ставки ведут к общему усложнению фискального учета и администрирования. А также повышают потребность в уменьшении дохода через применение различных схем посредством аффилированных или сервисных компаний, перечислили основные риски в НПП.
И напомнили, что данный вопрос необходимо рассматривать с учетом мнения всех сторон: государства, бизнеса, экспертов.
При этом, обращаясь к опыту других стран, в НПП предлагают учитывать, что всегда существует разница в проведении реформ, текущей структуре экономики, ожиданиях бизнеса, планах правительств. Если взять для сравнения ставки КПН и НДС в соседних странах, то в целом они сопоставимы с казахстанскими. Например, налог на прибыль в России составляет 20%, в Кыргызстане – 10%. НДС в России находится на уровне 20%, в Кыргызстане – 12%. В качестве примера понижения ставок приводится Узбекистан, где НДС сокращен до 12%, а налог на прибыль – 15% (20% для отдельных категорий бизнеса).
"Поэтому необходимо учитывать различные факторы при определении казахстанской модели развития. Позиция нацпалаты заключается в том, чтобы государство, усиливая контроль, не выплескивало то положительное, что уже закреплено в законодательстве. Поэтому стараемся во время обсуждений с госорганами найти компромисс, учитывая различный международный опыт и накопленный за время независимости", – подчеркнули в НПП.
Также в "Атамекене" напомнили о проблеме дробления бизнеса.
"Национальная палата предлагает провести всеобщую фискальную реформу через введение трех налоговых режимов для всей экономики. В их основу должен лечь размер бизнеса. Тогда реформа покроет интересы всех субъектов, начиная от самозанятых лиц с легким/простым способом исполнения обязательств; МСБ с альтернативными подходами для налогообложения и крупного бизнеса, для которого сохранится в целом текущий фискальный режим. Мы эти предложения обсуждали недавно с бизнес-сообществом. Конечно, требуется еще проведение экономических расчетов. Но мы эту работу продолжим", – заверили в нацпалате.
В завершение в НПП напомнили, что необходимо сменить именно парадигму взаимоотношений между бизнесом и государством, чтобы налоговики стали сервисно ориентированными, а не наказывающими.
"Сейчас обращения бизнеса в целом указывают на карательный характер взаимоотношений с фискальными органами, нет активной разъяснительной работы, профилактики правонарушений", – резюмировали в палате.