Количество заявок в общество защиты прав потребителей "Адал" за 10 лет снизилось с 300 до 15 в год. Об этом сообщила президент организации Артык Сейткалиева, передает LS.
Однако глава общества не связывает данное сокращение с тем, что потребительские права казахстанцев стали нарушать реже, а с тем, что покупатели стали грамотнее. При этом, по ее словам, еще существуют аспекты, о которых знает далеко не все население, и ретейлеры этим пользуются.
"На любую бытовую технику существует гарантийный срок, и продавец не имеет права давать гарантию меньше, чем дает производитель. Потребителю должны быть выданы товарный чек и фискальный. В течение этого срока покупатель имеет право обратиться в магазин, провести диагностику на предмет несоответствия качества и произвести ремонт или забрать деньги. К сожалению, потребители не всегда знают и отстаивают свои права. В сервисных центрах им говорят, что могут только произвести ремонт, а возвращение денег или обмен товара займет много времени, и они соглашаются на эти предложения", - заявила Сейткалиева.
Однако часто потребители сами оказываются виноватыми в возникающих в последствии трудностях.
"При покупке товара казахстанцы не осматривают его на наличие повреждений, а после уже не могут доказать, что приобрели его с дефектом", - пояснила она.
Также спорные моменты могут возникнуть из-за доставки. Люди часто покупают крупную технику, которую всегда должны доставлять сами магазины. Но бывает, что торговые точки отказываются это делать и покупателю приходится самому вывозить товар. По словам Сейткалиевой, если при такой доставке происходят механические повреждения, помочь потребителю практически невозможно.
Как рассказала глава объединения, также казахстанцы часто жалуются на качество мебели и обуви. Потребитель должен знать, что на мебель также существует гарантийный срок. Так, на диваны, кровати, стулья и кресла такой срок составляет 24 месяца, на корпусную мебель – 18 месяцев, а на обувь – 30 дней.
При этом во всех случаях вернуть товар и получить назад свои деньги можно будет только если вещь была продана с дефектом. Обменять товар на другой возможно, только если он не был ни разу в употреблении. Впрочем, по словам Сейткалиевой, продавцы стали чаще идти навстречу потребителю и с ними стало проще договориться.
"Если раньше, во времена дефицита, продавцы говорили "не хочешь, не покупай", то сейчас крупные сети соревнуются за каждого клиента. В лице довольного покупателя они хотят заполучить также и его окружение. Ценовая политика у магазинов сейчас у всех одна, и бороться за покупателей им приходиться за счет улучшения сервиса", - пояснила она.