В Казахстане планируют сделать одинаковыми тарифы физических и юридических лиц на электричество. Вскоре будет запущен пилотный проект. Эксперт отрасли Жакып Хайрушев рассказал LS, как это может отразиться на населении.
По информации Агентства по защите и развитию конкуренции, президент Касым-Жомарт Токаев поддержал начало пилотного проекта по снятию дифференциации в Алматы, Костанайской и Западно-Казахстанской областях.
В АЗРК привели в пример то, что в Нур-Султане "Астанаэнергосбыт" заходит по среднему тарифу 19,84 тенге за кВтч, далее он дифференцируется по трем группам потребителей. Бытовые потребители платят 13,59 тенге за кВтч, юридические лица - 22,43 тенге за кВтч, бюджетные организации – 50 тенге за кВтч. В столице 22 компании конкурируют за юридических потребителей, в результате гарантирующий поставщик вынужден компенсировать свои убытки, поднимая средний тариф.
В организации отметили, что в результате переплаты за счет дифференцированных тарифов в 2021 году из бюджета было переплачено 20 млрд тенге, МСБ – 31 млрд тенге, в целом 51 млрд тенге. Выплата жилищной помощи составила всего 750 млн тенге. В результате есть резервы в 51 млрд тенге.
В рамках пилотного проекта по выравниванию тарифов объемы жилищной помощи населению будут увеличены. В результате незащищенным слоям будут субсидировать оплату коммунальных услуг.
Сама дифференциация может быть убрана к 2025 году во всем Казахстане.
По мнению автора Telegram-канала Haırýshev energy, снятие дифференциации приведет к росту цен для населения, что вызовет волну возмущений, так как в отдельных регионах средний доход гораздо ниже странового показателя.
Чтобы нивелировать последствия, по словам Хайрушева, субсидирование незащищенных слоев населения должно быть тщательно подготовлено. Перед тем как приступить к пилотным проектам, нужно провести анализ по доходам казахстанцев в регионах. У каждого из них, по мнению эксперта, должен быть свой критерий, по которому будет определяться помощь в оплате коммунальных услуг.
"Мы не можем брать усредненные данные, потому что в той же столице порог бедности выше, чем в Уральске. Нужно учитывать экономические показатели регионов по отдельности, с учетом доходов, цен и тарифов", – пояснил Хайрушев.
Он добавил, что уход от дифференциации, хоть и может вызвать недовольство, необходим.
"Износ высокий, никаких инвестиций в оборудование практически не вкладывается, внешних зарубежных инвестиций нет вообще. С чего-то нужно начинать, но к данному вопросу нужно подходить с тщательной подготовкой", - уточнил эксперт.
Одним из выходов он назвал возможность ввода единого закупщика, который смог бы распределять электроэнергию по единому тарифу с учетом особенностей каждой области. В таком случае стоимость должна определяться на государственном уровне.
Также, по мнению энергетика, нужно избавляться от олигополий. По его словам, у крупных компаний есть свои аффилированные энергоснабжающие организации (ЭСО), и другие участники не могут зайти. В результате им остается обслуживать только население с пониженным тарифом и работать в убыток.
"Если рынок будет конкурентоспособный, то ЭСО будут предлагать собственные тарифы, и клиент, будь то физическое или юридическое лицо, сможет выбирать удобного ему поставщика. От этого выиграют все, включая население, которое сможет подобрать низкий тариф. Само повышение тарифов будет плавным и постепенным", - заключил Хайрушев.