Как не стоит вести бизнес в Казахстане

19 сентября 2014 года
Неудача часто оказывается полной неожиданностью для основателя стартапа. Но все ошибки, совершаемые на самой ранней стадии развития бизнеса, на самом деле похожи, считает директор холдинга Choco Family - Рамиль Мухоряпов. Молодой бизнесмен в интервью LS назвал десять причин, которые тормозят развитие проекта. «Я бы выделил две причины неуспеха в бизнесе - лень и отсутствие опыта. Речь именно об опыте, а не о некомпетентности. Поскольку некомпетентность – это производная лени, лень прочитать, лень узнать. А опыт – это то, что ты должен сам получить. То есть ты мог знать/прочитать, что чего-то делать не надо, но был уверен, что у тебя получится и поэтому намеренно игнорировал предупреждение», - отмечает Р.Мухоряпов. По его мнению, именно в результате лени и отсутствия опыта предприниматели часто совершают следующие ошибки: 1. Отсутствие персональной дисциплины. Отсюда – проблемы с дисциплиной в команде. 2.  «У меня несколько проектов». Отсутствие фокуса на одном бизнесе. Старт дополнительных проектов внутри компании, или еще хуже – вне компании, без закрепления позиций по ключевому направлению не сможет привести компанию к большим результатам. 3. «Велосипедирование». Придумывание бизнес-модели, которая не взлетела даже на развитых рынках, например в США, Европе и Китае. 4. Отсутствие знаний по ключевым факторам успеха бизнес-модели – это производная лени. Предприниматель не потрудился сделать домашнюю работу - узнать у коллег (например, из других стран),  какие у них инструменты маркетинга работают, как выходили на рынок, какие ошибки допустили, что надо и не надо делать, какие показатели стоимости привлечения клиента, конверсии, среднего чека, маржинальности. 5. Бизнес-планирование в формате. «Мне нужно Х денег на запуск проекта», а про Y денег для достижения его безубыточности (маркетинга, содержания команды в этот период и так далее) забывают. Предприниматели почему-то считают, что «продукт сам себя будет продавать» и как результат неготовность совершать усилия по продвижению и продаже продукта. Лень продумать скрипты для сейлз-команды, боязнь общаться со СМИ, «прямой маркетинг» (пойду дам рекламу). 6. Отсутствие плана работы - квартального, месячного, дневного у руководителя и подчиненных. Никто не видит конечной и промежуточных целей. 7. Малые горизонты планирования и, как результат, желание заработать деньги любой ценой в первые же месяцы работы. Решения принимаются в пользу «зарабатывания денег любой ценой», а не в пользу «формирования аудитории, которая любит твой продукт». 8. Малодушие в кадровых вопросах – руководителю жаль уволить слабых ребят, он надеется, что «они исправятся». А это создает атмосферу «лузеров» - сильные не хотят работать со слабыми и уходят. 9. «Обойти любой ценой, ответить на каждый шаг». Фокус на конкурентах вместо фокуса на клиентах - сделать им хорошо. 10. Мало читают книги. «В первую очередь нужно перестать принимать потребителя за "быдло", то есть понимать, что наш народ не стерпит плохого сервиса и ваше «а, пойдет». Изначально нужно ориентироваться на лучшие образцы. Компании, у которых именно такая модель бизнеса, зарабатывают в итоге по-настоящему хорошие деньги, ведь они ориентированы на действительно классный сервис. И еще, если ваш бизнес строится исключительно на связях, то это собственно не бизнес, а зарабатывание денег, то есть некий "сруб бабла". Благодаря связям вы можете заработать деньги, но вы не построите хороший бизнес», - поясняет бизнесмен. Р.Мухоряпов рекомендует прежде всего начинать с тех сфер, где еще нет жесткой конкуренции. «Я бы отметил, что начинать нужно с больших растущих рынков и с успешной на Западе бизнес-моделью. В сфере, где до сих пор в Казахстане нет конкуренции. И таких сфер достаточно много. Желательно, чтобы эта бизнес-модель не была операционной, то есть не предполагала физического движения товаров», - отмечает Р.Мухоряпов. Бизнесмен признается, что спокойно относится к просьбам приема на работу по знакомству. «В целом, отношусь к этому спокойно и готов брать братишек и сестренок, если они соответствуют требованиям, которые предъявляют к остальным членам команды. При этом всегда предупреждаю, чтобы не было обид, если мы примем решение о чьем-то увольнении. Соответственно, далеко не все, кто приходит к нам работать, остаются в команде. Да, иногда это вызывает чье-то недопонимание или обиду, но я отношусь к этому спокойно, потому что если ты пришел с такой просьбой, то должен быть готов к любому ответу. Мы – это бизнес, и я не хочу, чтобы внутри команды кто-то был демотивирован только потому, что менеджмент принимает решения устраивать на работу по знакомству. Важное исключение: я не хочу работать со своими собственными родственниками, не хочу чтобы они были внутри компании, поскольку хочу иметь возможность уволить любого сотрудника, в любое время», - резюмирует бизнесмен.

Ирина Ярунина

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.