Как формируются цены на продукты в Казахстане

Средняя наценка торговых сетей по рынку варьируется от 5% до 25%

21 сентября 2015 года

Конечная цена товаров на полках магазинов необоснованно высока из-за высоких расходов, которые несут производители. Такое мнение выразил казахстанский предприниматель Маргулан Сейсембаев на общественно-экспертных слушаниях в Алматы, сообщает LS.

По словам предпринимателя, конечная цена для потребителя зависит от нескольких факторов. К цене производителя прибавляются издержки по усушке, утряске, порче товара, а также расходы по его логистике, доставке, хранению и упаковке. 

«Я выяснил, что за вход в супермаркет необходимо платить за место на полке ближе к выходу и кассе, за размещение рекламных материалов. Договор между торговыми сетями и производителями – это документ между феодалом и крепостным. То есть производители явно не в хороших льготных условиях», - отметил Сейсембаев.

По его словам, вышеуказанная торгово-распределительная система «съедает» 2/3 от конечной цены.

«То есть 1/3 прибыли получает производитель и 2/3 теряются в середине между производством и потребителями. Производители, как правило, имеют доходность от 5% до 15% в лучшем случае», - подчеркнул Сейсембаев.

Средняя доходность торговых сетей по рынку варьируется от 5% до 25%, сообщил LS коммерческий директор торговой сети «Арзан» Талгат Умирбаев. По его данным, наценка данной сети составляет от 1% до 15% в зависимости от категории товара.

«Максимальная маржа, как правило, наблюдается в форматах магазинов «у дома». Самая высокая наценка у товаров категории NonFood. Чаще всего это собственный импорт сопутствующих товаров, текстиля, посуды и так далее. Наценка в данной категории доходит до 20%», - сообщил Умирбаев.

В то же время собеседник LS наблюдает незначительное падение потребительского спроса после принятия нового курса тенге. По его словам, произошло перераспределение спроса внутри категорий товаров.

«У магазинов есть зазор 10-20 дней, в течение которого у сетей существует возможность не менять цены. После данного периода, когда товарный запас магазина исчерпан, товар который имеет валютную составляющую, как правило, пересчитывается по рыночному курсу», - пояснил Умирбаев.

В свою очередь коммерческий директор пищевого диапазона компании Raimbek Денис Постригань сообщил, что наценка на продукцию предприятия зависит от формата торговой сети. Дискаунтеры (магазины с широким ассортиментом товаров по ценам ниже средних рыночных - прим. LS) устанавливают маржу в размере 5%-7%, супермаркеты – 20%-25%.

Постригань также добавил, что из-за нового курса тенге отпускные цены вырастут лишь на некоторые категории продукции компании.

«На соки и молоко цены не выросли за счет наличия стоков готовой продукции и того, что в нашей продукции высока доля казахстанского содержания. На импортную продукцию, в частности, алкоголь цены будут увеличиваться на все новые заказы», - отметил Постригань.

Собеседник LS также наблюдает снижение спроса, однако затруднился оценить его масштабы, поскольку прошел короткий промежуток времени.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.