К осени количество малого и среднего бизнеса в Казахстане сократится примерно на треть. Такой прогноз озвучил в интервью с корреспондентом LS уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.
– Рустам Манарбекович, карантинные меры в Казахстане снова продлены до августа. Каким образом это отразится на бизнесе? Если локдаун будет неоднократно продлеваться, как изменится ситуация?
– Введенный локдаун – это по сути тот же режим ЧП. Да, более либеральный, без блокпостов, но сути это не меняет. Кинотеатры не работают, той-бизнес под запретом, образовательные центры вновь закрылись и т.д.
Предприятия, которые работают, они должны соблюдать все санитарно-эпидемиологические требования, предписанные для каждой сферы деятельности. В нынешних условиях даже одно незначительное нарушение санитарных требований и ограничений может уничтожить небольшой бизнес и лишить дохода несколько семей.
Если и дальше будет продлен локдаун, это может негативно повлиять на платежеспособный спрос населения и сроки выхода бизнеса из затянувшегося кризиса.
– Согласно исследованию консалтинговой компании KPMG, 81% компаний-респондентов прогнозируют снижение выручки в 2020 году. Участников опроса также попросили оценить качество господдержки. В итоге оно набрало 4,7 балла из 10. Как вы думаете, какие меры господдержки вызывают наибольшее неудовольствие бизнеса?
– Сколько бы мер поддержки ни оказывало государство, бизнесу нелегко оставаться на плаву. Один из самых сложных вопросов – это кредиты, и нередко он оказывается для предпринимателя решающим. Бизнес закредитован.
Когда государство запрещает предприятию работать, то оно должно предусмотреть понятную процедуру отсрочки погашения долга и процентов. Отсрочкой до 15 июня уже воспользовалось более 1,8 млн заемщиков (из них только 34% – физические лица) на сумму 268 млрд тенге. За реструктуризацией обратилось почти 12,5 тыс. субъектов МСБ на сумму 165 млрд тенге (41,5% заемщиков из числа МСБ, имеющих кредиты в банках).
Сейчас срок приема документов банками от заемщиков на отсрочку уплаты кредита и другие меры поддержки продлен до 15 сентября, но вызывают опасения бюрократические сложности получения такой отсрочки (срок рассмотрения заявки – до 20 дней). Банк будет индивидуально определять, насколько действительно пострадала хозяйственная деятельность заемщика и на основании этого принимать решение о мерах поддержки. Мы готовы подключиться и к этому вопросу: если возникают проблемы во взаимоотношениях с банками, необходимо обратиться в региональную палату предпринимателей, постараемся помочь.
Что касается налогов. Преференции, принятые после введения ЧП, дали положительный результат, но их явно недостаточно. От налога на имущество освобожден только определенный перечень отраслей, как и с платежей с фонда оплаты труда. К тому же освобождение по фонду оплаты труда установили на полгода для МСБ и на три месяца для крупного бизнеса. Этих мер явно недостаточно.
В условиях закрытия многих видов деятельности население лишается доходов, а это чревато самыми плачевными последствиями.
Хотел бы еще отметить, что, согласно исследованию консалтинговой компании KPMG, 42% представителей бизнеса отметили создание "единого окна", налаживание коммуникации и консолидацию госпрограмм как способ улучшения качества господдержки.
– Исходя вот из этого опроса и в целом из ситуации на рынке, какая помощь сейчас необходима предпринимателям со стороны государства?
– Хотел бы выразить благодарность президенту и правительству за те меры поддержки предпринимателей, которые были приняты в ходе действия ЧП. Вместе с тем остались некоторые вопросы, которые делают указанные меры в отношении определенных категорий предпринимателей половинчатыми.
Например, поддержка сельхозпроизводителей. Постановлением правительства от 20 марта производителей сельхозпродукции освободили от земельного налога по землям сельхозназначения. Но в настоящее время существенная часть этих участков находится в аренде. Поскольку по таким землям платится аренда, то предусмотренное в постановлении правительства освобождение от земельного налога не распространяется на них. Соответственно, налоговая нагрузка у сельхозпроизводителей, использующих земли, находящиеся в аренде, не поменялась.
Не до конца проработанной осталась и норма об освобождении торговых субъектов от налога на имущество. В постановлении правительства от 20 марта были предусмотрены крупные торговые объекты и ТРЦ, поскольку первыми прекратили деятельность с началом действия ЧП. Но требование по закрытию непродовольственных магазинов во время ЧП действовало в отношении всех субъектов торговли, и, к сожалению, за бортом данной меры поддержки остались более мелкие торговые объекты, а также те, кто по аналогии с ТРЦ предоставляет помещения в аренду для субъектов малого бизнеса.
Также хотел бы отметить необходимость и важность пролонгации действия мер поддержки субъектов предпринимательства, особенно МСБ. До 1 июня действовала отсрочка по уплате налогов и социальных платежей, были приостановлены и меры налогового контроля. Однако в мой адрес продолжают поступать обращения о том, что в связи с отсутствием оборотов у мелких предпринимателей фактически не было возможности и времени сформировать денежную массу для уплаты накопившихся за время отсрочки налогов и соцплатежей.
Кроме того, индивидуальные предприниматели столкнулись с блокировкой их банковских счетов и, соответственно, невозможностью снятия денег со счета в ситуации острой нужды для лечения и покупки медикаментов либо невозможностью отреагировать на налоговые уведомления в связи с прохождением лечения в медучреждениях. Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо приостановить меры принудительного взыскания, принимаемые налоговыми органами, до момента полного урегулирования ситуации по коронавирусу, а также предусмотреть дополнительную отсрочку для субъектов МСБ по аналогии с ранее проведенной.
Также принимая во внимание, что субъекты крупного бизнеса несут налоговые обязательства в ограниченных финансовых условиях, предусмотреть для них облегченный вариант отсрочки или рассрочки.
В тяжелой финансовой ситуации находятся и другие представители бизнес-сообщества, арендующие производственные помещения, офисы, склады, бутики в зданиях государственных учреждений, где почти все сотрудники переведены на дистанционную работу и доступ в здание посторонним лицам запрещен.
Предприниматели были освобождены от аренды госимущества на три месяца, но, как видим, для многих арендаторов нужно пролонгировать освобождение. Мы предлагаем продлить неначисление арендных платежей для государственного имущества и субъектов квазигосударственного сектора до конца 2020 года.
К примеру, арендаторы столовых в зданиях госорганов уже несколько месяцев не видят клиентов. За три месяца освобождения от аренды бизнес сэкономил порядка 1,3 млрд тенге. Думаю, освобождая теперь только пострадавшие отрасли от оплаты аренды, государство не сильно потеряет, а помощь бизнесу будет колоссальная.
Нужна помощь также по аренде коммерческой недвижимости. Если в случае с госимуществом государство может волевым решением пойти навстречу арендаторам, то все намного сложнее, когда есть проблема между двумя предпринимателями. Зачастую оба нуждаются в государственной поддержке – как арендатор, так и арендодатель.
Как я уже говорил, практика показала, что одним из самых острых вопросов является проблема оплаты аренды для приостановленных бизнесов. Работать нельзя, а аренду платить надо. Как и в период ЧП, на наших площадках будут продолжать действовать специальные согласительные комиссии, на которых мы стараемся найти выход из тупиковых ситуаций между арендаторами и арендодателями.
Арендодатель ведь тоже имеет какие-то обязательства (кредиты, коммунальные услуги, налоги, работники, обязательства перед третьими лицами), это тоже бизнес. Как бы то ни было, мы в таких случаях не остаемся в стороне. Даже скидки в 50% или отсрочка оплаты арендных платежей могут оказаться достаточными для арендатора.
Кроме того, по программе "Экономика простых вещей" необходимо расширить перечень участников, нужно включить предпринимателей, занимающихся торговлей. Производители продукции зачастую испытывают сложности в реализации своей продукции. Поэтому просто необходимо включать в субсидирование предпринимателей, которые осуществляют реализацию товаров отечественных производителей. В противном случае аналогичные товары будут импортироваться.
Данная программа не позволяет финансировать предпринимателей, которые запустились и реализовались как инвестиционный проект, но испытывают трудности в процессе производства. Для доступного кредитования просим включить 100%-ное пополнение оборотных средств на все направления без ограничения источников финансирования либо вернуть действующую до 1 января редакцию по 100%-ному пополнению оборотных средств без ограничений по производству в АПК.
Также необходимо включить механизм рефинансирования ранее выданных кредитов. Бизнесу нужно помогать не только выжить, но и остаться на плаву и развиваться дальше.
– А что насчет штрафов? Есть ли жалобы со стороны бизнес-сообщества?
– В период ЧП были случаи, когда арест отбывали предприниматели за нарушения, допущенные их работниками. Нам удалось отстоять права некоторых из них, но здесь необходимы системные меры. То есть нужно разделение ответственности и правильное определение нарушителя.
Министерство здравоохранения подтвердило, что во время проверок будет осуществляться такое разграничение. Если предприниматель обеспечил свой персонал средствами индивидуальной защиты, то их неиспользование – это уже ответственность работника. Если покупатель заходит в магазин в маске, а затем снимает ее – это ответственность покупателя. Руководство Минздрава согласилось с нами и довело данную позицию до всех региональных санврачей.
Нынешний локдаун в части штрафов более суров, чем прошедший режим ЧП.
В настоящее время Минздрав принял соответствующую нормативную правовую базу для отнесения вводимых санитарных требований и ограничительных мер к законодательству. Отныне за нарушения санитарных правил предусмотрена ответственность согласно статье 425 КоАП: штраф для физлиц составит 30 МРП (83,3 тыс. тенге); штраф для субъектов малого предпринимательства – 230 МРП (638,9 тыс. тенге); среднего – 310 МРП (861,1 тыс. тенге); крупного – 1,6 тыс. МРП (4,4 млн тенге).
При неправомерных действиях проверяющих предприниматель может позвонить по короткому номеру 1432, где его оперативно проконсультирует эксперт региональной палаты предпринимателей. Затем мы будем оказывать ему консультативно-правовую помощь при обжаловании результата проверки.
– Осенью прогнозируется новая волна пандемии. Как себя будет чувствовать МСБ к этому непростому периоду?
– Число малых и средних компаний, которые прекратят свою деятельность, продолжит увеличиваться. Количество МСБ сократится примерно на треть, а ВВП упадет на 2,7%.
С какими итогами мы можем выйти к осени, делать выводы пока рано. Самое главное сейчас для МСБ – это выжить. Дальше будет видно.
Ранее сообщалось, что предприниматели могут обратиться в банки второго уровня и попросить дополнительную отсрочку по кредиту. Кроме того, известно что в Казахстане стали меньше кредитовать строительство и торговлю. А также LS писал о том, что карантин уменьшил кредитные аппетиты казахстанцев.