Мы в этой конкуренции можем проиграть – эксперт о росте импорта продуктов из России

Поставки продовольствия из соседней страны в 2021 году составили $2,6 млрд

4 марта 2022 года

Казахстанцам нужно поддержать отечественных производителей продуктов питания, поскольку страна может просто их потерять из-за наплыва российских товаров на фоне санкций. Такое мнение в беседе с LS высказал директор департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП "Атамекен" Ербол Есенеев.

Россия является основным партнером Казахстана в товарообороте продуктами питания. По данным Есенеева, из общего объема импорта продовольствия в Казахстан в размере $4,9 млрд на российские приходятся $2,6 млрд. А Казахстан в свою очередь продает России продукты на $500 млн.

Есенеев считает, что санкции и ослабление рубля приведут к росту импорта продуктов из России и уменьшению их экспорта из Казахстана. По его мнению, это может сильно ударить по отечественному рынку продовольствия.

"Это большая проблема, наш рынок серьезно просядет, мы в этой конкуренции можем проиграть. При покупке продуктов питания у нашего населения нет патриотических настроений как в России и Беларуси. Там они покупают свою продукцию: и владелец магазина, и покупатель. А в Казахстане ключевым фактором является цена. И если российский товар будет дешевле хотя бы на 2-3%, будут покупать его", – отметил эксперт.

По словам Есенеева, здесь нужно действовать в двух направлениях. Во-первых, это государственная поддержка казахстанского производителя.

"Если доля нашей продукции на рынке просядет на 15-20% и уступит этот объем российской, то наши производители будут в серьезных убытках, они не смогут конкурировать. И поэтому этот дисбаланс нужно будет компенсировать какими-то субсидиями", – пояснил собеседник LS.

Второй вопрос – поддержка со стороны покупателей.

"Было понятно еще до событий в Украине, что настало то время делать крен на поддержку отечественного – это значит уплаченные налоги, рабочие места. В политике потребления у казахстанцев должна быть четкая позиция – покупать в первую очередь отечественное", – выразил мнение Есенеев.

Кроме того, эксперт перечислил виды продовольствия, по которым Россия может усилить присутствие в Казахстане. Это вода, напитки, колбасы, шоколад, кондитерские изделия, подсолнечное масло, пшеница и другие зерна.

"Они же в вакууме, под санкциями. Все, что они производят, они сами не скушают, они будут искать новые рынки – это мы. Мы для них небольшой рынок сбыта, откуда они могут получить валютную выручку", – подчеркнул Есенеев.

Он считает, что Казахстан должен обеспечить продовольственную безопасность, насытив рынок собственной продукцией. И Есенеев в этом вопросе обратил внимание на пример северного соседа.

"Россия сама себя обеспечивает основными продуктами питания на 90%. Они за 10 лет решили вопрос с зависимостью от импортных фруктов, овощей и мяса. А Казахстан остался на той же позиции. Мы вроде наращиваем производство, но за 10 лет импорт продовольствия вырос с $3,2 млрд до $4,9 млрд. Не это ли показатель, что у нас казан дырявый? Мы не обеспечиваем себя всем объемом продовольствия", – посетовал Есенеев.

Однако эксперт добавил, что при развитии сельского хозяйства нужно не копировать чужой опыт, а использовать свои сильные стороны.

"У нас солнце 300 дней в году, тепло. И мы можем кратно больше производить фруктов и овощей, конины и баранины. Более того, может быть, надо пересмотреть наши подходы к развитию животноводства, поддержать исторические отрасли, которые были у нас несколько веков тому назад – это коневодство и овцеводство. Всю нашу политику надо рассматривать с точки зрения наших сильных сторон", – пояснил Есенеев.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.