Хотели как лучше...

Вся суть государственного управления заключалась в том, чтобы потратить, а не в том, чтобы заработать.

13 ноября 2015 года
    

Нефть уже 44 доллара за барель, курс - 308 тенге за доллар, инфляция - больше 9% в годовом исчислении.

Где же взять точки роста при такой конъюнктуре рынка, когда 70% экспорта составляют УВС, а экономически страна полностью зависит от нефти, газа и других полезных ископаемых

Обидно то, что за последние несколько лет было потрачено такое количество денег в никуда, в проекты, которые должны были обеспечить прорыв, а стали баластом и проблемными активами.

Если в гринфилдах такие проекты сразу же приказали долго жить, то строительство больших проектов в рамках государственных компаний, таких как КМГ, КТЖ, KEGOC, "Самрук-Энерго", "Тау-Кен" и КАП дадут о себе знать в самое ближайшее время в силу того, что текущая их деятельность просто не позволяет уже содержать такие проекты.

Вся суть государственного управления заключалась в том, чтобы потратить, а не в том, чтобы заработать.

У нас очень много громких слов, но когда доходит до исполнения, все громкие слова превращаются в пшик или просто саботируются.

Очевидно, что подушка безопасности в виде Национального фонда уже начинает иссякать без какого-либо результата.

Реконструкция НПЗ, строительство нефтехимического кластера на базе АНПЗ, Балхашская ТЭС, логистический хаб в Хоргосе, локомотивный завод, проивзодство биоэтонола, вертолетостроение, производство 20 видов автомобилей, лоукостер в авиации, объедененная химическая компания, производство томатной пасты, солнечные батарии и так далее и тому подобное.

Дело в том, что принятие решений в таких проектах никак не основывается на прибыльности, а больше носит либо имиджевый характер, либо какой-то еще, но никак не экономический.

Все это вызвано просто перекосами в управлении, не более, когда те или иные проекты просто спускаются сверху.

Хотя, если бы все эти деньги просто отправили в конкурентную среду МСБ, то эффект был бы куда выше и больше. Да, МСБ не умеет давать откаты и делиться прибылью, но зато они реинвестируют эту же прибыль в развитие.

Прочитал, недавно, что планируется приватизация национальных компаний с предоставлением 10% в нацкомпаниях. Такой российский вариант привлечения стратегических инвесторов а-ля "Роснефть".

Бред полный, так как это не решает вопрос контроля, а значит и принятия правильных решений с точки зрения управления и прибыльности компаний.

Скажем так, если мы захотим производить ветреные мельницы, то КАП будет их производить, даже если это невыгодно и нерентабельно, главное ведь зеленая экономика.

Вообще, вся система государственного холдинга "Самрук" очень странная и вообще вызывает вопросы по ее структуре.
Например, возьмем КМГ. КМГ - это холдинг, которые сам просто является акционером в кучи компаний и телетранслирует решения далее в "Самрук". Просто дублирование функций. Например, основная добыча приходится на РД КМГ и на "Тенгизшевроил", и причем тут КМГ?
С другой стороны, "Самрук" напрямую владеет каким-нибудь аэропортом или лоукостером, без всяких национальных компаний и так далее.
Или, "Казинжиниринг" - владелец "Самрук", но управляется Минобороны, при этом все-равно нужно согласовывать с "Самруком".

Это кривая система с национальными Компаниями и госхолдингом порождает только перекосы в принятии решений, бюрократию и необоснованные затраты на содержание национальных компаний.

Вот, например, вопрос, если бы не было КМГ, "Тенгизшевройла" или РД КМГ, добывали бы столько же нефти или меньше, или больше?
Или АНПЗ, ШНОС или ПНХЗ производили бы меньше бензина?
Какова роль национальной компании в управении данными активами?
И здесь налицо тупое дублирование функций КМГ и "Самрука".

По стратегии трансформации "Самрука" предполагается превращение его в портфельного инвестора. Если инвестор владеет 90% компании, он может быть портфельным?
По теории корпоративного управления, нет.

Из всего этого понятно, что нет смысла никакого приватизировать по 10% национальные компании, а нужно приватизировать именно дочерние компании этих нацкомпаний. Вот там уже можно более или менее понимать, что нужно отдавать полностью в частные руки, что приватизировать частично с сохранением контроля, а где-то оставить блокпакет. После такой приватизации безболезненно можно избавляться от национальных компаний и оставить только "Самрук" с его портфельными инвестициями.

Но наиболее насущный вопрос, а кто же будет покупать у нас в стране эти активы?

С текущим состоянием ликвидности, банковского сектора, деловой активности и инвестиционного климата, на фоне грядущих повышения налогов и ужесточения налогового администрирования - никто.
Кстати, распродать по частям нацкомпании, нежели целиком, будет гораздо проще, так как есть какие-то активы, которые, может, заинтересуют иностранные компании.

Еще проблема, которая возникает, - это социальная уязвимость. В нациоанльных компаниях столько ненужного персонала, и понятное дело, что любой частный инвестор от многих избавится, что будет порождать безработицу и социальную напряженность, особенно в регионах, где кроме как в нацкомпаниях никакой работы и нет.
И здесь уже нужно более комплексное решение, чтобы нивелировать данный риск.

Если продавать по частям, то это увеличит разнообразие акций на фондовом рынке и позволит хоть мало-мальски и оживить фондовый рынок.

Галим Хусаинов, председатель правления BRB Invest.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.