Мажилисмены просят министерство финансов не торопиться с внедрением технологии блокчейн в налоговое законодательство. Об этом сообщил депутат Арманжан Жамалов, передает LS.
Депутат отметил, что блокчейн не является панацеей от всех проблем, а риски его применения еще плохо изучены.
"В случае с администрированием НДС с применением технологии блокчейн в Казахстане можно отметить следующее. Первое: сейчас в стране отсутствуют правовые основы. В случае применения блокчейна все данные будут децентрализованы и храниться на разных серверах, которые не принадлежат госорганам. Это в корне не соответствует тем подходам, которые заложены в действующем законодательстве. Поэтому до момента начала промышленной эксплуатации системы администрирования НДС на блокчейне должна быть принята вся необходимая нормативно-правовая база", – подчеркнул депутат.
Второе: по его словам, существуют высокие риски для безопасности и сохранении конфиденциальности данных.
"Налоговым кодексом обеспечивается сохранение налоговой тайны. В случае, если НДС будет администрироваться с применением блокчейна, то вся информация о транзакциях будет храниться на каждом узле сети, то есть на каждом компьютере. При этом непонятно, какие субъекты будут держателями данных и какие требования безопасности будут к ним предъявляться", – заявил Жамалов.
Депутат предложил для начала создать единую базу данных под контролем государства.
"Есть риск того, что в отличие от использования централизованной базы с применением блокчейна государство вообще может потерять доступ и контроль над системой. Считаю необходимым рассмотреть проект по администрированию НДС на основе централизованной базы данных, единственным владельцем которой будет государство. Провести анализ выгод и издержек двух вариантов", – предложил мажилисмен.
Он добавил, что непонятно, как такая система администрирования НДС будет применяться при проведении сделок с зарубежными контрагентами.
"В частности, это ключевой вопрос для подтверждения экспорта товаров. Станут ли они участниками нашей системы и будут держателями базы данных? Третий момент: отсутствие наработанной мировой практики применения блокчейна в налогообложении. Большинство развитых стран мира по-прежнему используют традиционные системы и централизованные базы данных. Поэтому считаю первоочередно изучить мировую практику применения технологий блокчейн для автоматизации госфункций, в первую очередь негативную, чтобы избежать таких ошибок. А также полагаю необходимым изучить опыт Нацбанка в применении блокчейна для продажи краткосрочных нот населению", – продолжил он.
Четвертое: дороговизна и большие издержки.
"Разработка решения потребует колоссальных расходов государства. Известно, что уже выбран основной партнер-разработчик – компания IBM. Можно ожидать, что сумма контракта будет соответствовать масштабам компании. Интересно было бы сравнить стоимость проекта на блокчейне с альтернативным вариантом – созданием традиционной информационной системы", – заявил Жамалов.
И пятое: возможные ограничения работоспособности системы.
"К примеру, система Bitcoin может обрабатывать максимум семь транзакций в секунду. Для сравнения: традиционная платежная система Visa может обрабатывать 24 тыс. транзакций в секунду и ее мощности могут быть легко увеличены. Поэтому функциональность системы на блокчейне может быть серьезна ограничена. Все мы знаем, проблемы с уже действующими системами, когда люди часами не могут зайти в кабинет налогоплательщика. Вопрос можно решить за счет увеличения мощности центрального сервера. В случае с блокчейном такое сделать невозможно, и проблема с обработкой транзакций останется нерешенной", – подчеркнул Жамалов.
В завершение он еще раз призвал чиновников принять решение только после тщательного взвешивания всех "за" и "против".