Об МСБ замолвите слово: что просят сенаторы для бизнеса в Казахстане

Закупки нацкомпаний остаются малодоступными для предпринимателей 

4 декабря 2020 года
    

В Казахстане за три года кредитование малого и среднего бизнеса сократилось на 22%, передает LS.

По словам спикера сената Маулена Ашимбаева, в отечественной сфере МСБ  пока недостаточно технологических стартапов, экспортеров, малых и средних предприятий, занимающихся производством.

"Во-первых, основной сферой деятельности казахстанских предприятий остается торговля. Здесь работают треть субъектов и треть занятых в сфере МСБ. При этом значительная доля предприятий полностью или частично работает в тени. Это необходимо признать. Для повышения доли МСБ в экономике важно выводить этот сектор из тени, повышать его качество и диверсифицированность", – сказал он.

Во-вторых, в последние годы фиксируется тенденция сокращения числа активных предприятий среднего предпринимательства, с 2015 по 2020 год сокращение составило более 13%, привел цифры глава сената.

"При этом именно средние предприятия являются наиболее производительными. Составляя всего 0,2% от сектора МСБ, они выпускают пятую часть всего объема продукции малого и среднего предпринимательства. Господдержка бизнеса должна быть нацелена на рост числа средних предприятий", – сичтает он.

Третье, по словам Ашимбаева, одно из важнейших условий для развития малого и среднего бизнеса – это доступ к кредитным ресурсам.

"Статистика последних лет показывает, что кредитование МСБ постепенно и неуклонно снижалось. С 2017 года банковские займы для бизнеса сократились на 22%, с 5 трлн тенге до 4,1 трлн тенге. При этом за тот же срок кредитование физических лиц возросло на 64%. Сложнее всего получить заем начинающим предпринимателям и микробизнесу. Банки неохотно идут на кредитование этой категории заемщиков, предпочитая работать с крупными клиентами, у них  здесь есть свой интерес. Это и другой уровень рисков, другой уровень прибыли", – пояснил он.

В такой ситуации владельцы микробизнеса нередко вынуждены занимать средства как физические лица под 20-25% годовых, подчеркнул спикер.

"В этих условиях одним из механизмов по обеспечению доступности кредитных ресурсов для микро- и малого бизнеса может стать широкое подключение к программе субсидирования процентных ставок микрофинансовых организаций. Сенаторы последнее время активно этот вопрос поднимают. Надеемся, что уполномоченный орган ускорит работу в этом направлении", – выразил он свое мнение.

Четвертое, по словам Ашимбаева, необходимо продолжать совершенствовать механизмы господдержки бизнеса, особенно в части информационно-разъяснительной работы.

"В стране реализуется ряд государственных программ поддержки бизнеса. Однако исследования показывают, что предприниматели, особенно малый бизнес, зачастую не знают о них. Многие жалуются, что не могут разобраться и получить нужные консультации. Возможно, нужен единый координационный центр и информационный портал, где предприниматели могли бы получить помощь по принципу "единого окна", – предложил он.

И, пятое, требует совершенствования действующая система закупок, продолжил спикер.

"Закупки нацкомпаний остаются малодоступными для предпринимателей. По поручению главы государства правительство должно до конца года разработать проект закона, предусматривающий открытый и прозрачный порядок, регулирующий все закупки квазигоссектора. Необходимо, чтобы они осуществлялись через единое окно закупок. Ждем от правительства данный законопроект", – резюмировал Ашимбаев.

В свою очередь министр национальной экономики Руслан Даленов рассказал о регулировании "с чистого листа", которое должно снизить нагрузку на бизнес и сократить неэффективные и устаревшие требования.

"Для исключения излишних запросов предполагается внедрение "регуляторной гильотины", также вводится принцип "одно регулирование вместо двух", в его рамках планируется оптимизация лицензий и разрешений. Отменять либо приостанавливать действие неэффективных актов госорганов по жалобе предпринимателей и бизнес-ассоциаций предлагается путем внедрения института "регуляторной апелляции", – перечислил он.

Также министр возлагает надежды и на дальнейшие реформы.

"Неавтоматизированная отчетность до конца 2022 года будет исключена. Кроме того, альтернативой плановых проверок станет диагностика предприятий, которая будет проводиться без привлечения к ответственности. В целом все базовые принципы регулирования "с чистого листа" направлены на защиту здоровья граждан и экологии", – резюмировал он.

Ранее сообщалось, что мажилисмены потребовали сократить штрафы бизнеса на 50% за нарушение карантинных ограничений. Напомним, что президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что  незаконные помехи бизнесу будут рассматриваться как тяжкое преступление

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.