Ex nihilo nihil fit или Индустриализация, форсированная конфискацией

27 августа 2014 года
Рост цен на топливо, как и девальвация - это отсроченный по времени, но неизбежный эффект монетарной инфляции, к которой прибегал Национальный банк Казахстана в 2009-2012 годы в период руководства Григория Марченко. По всей видимости, государство печатало деньги для финансирования затрат бюджета, раздачи помощи и субсидий банкам, сельскому хозяйству, сфере образования и здравоохранения страны. Печать денег - это удобная мера финансирования без поднятия налогов. Таким мнением с LS поделился финансовый директор ТОО "Эковатт", кандидат АССА Саян Комбаров. Это наверняка известно правительственным чиновникам и советникам, что печать денег рано или поздно вызовет инфляцию. Однако, соблазн велик: ведь таким образом можно увеличивать расходы бюджета без налогов и одобрения парламента. Некоторые эксперты считают, чем больше денег, тем лучше, что нужно увеличивать уровень монетизации экономики до Европейского уровня ex nihilo, что денежная масса у нас недостаточная, нужно бороться с дефляцией или снижением цен. Конечно, с ними можно согласиться, всем хочется иметь больше денег. Почему бы тогда не напечатать и не раздать всем и сразу, да чтобы было больше, чем в ЕС или в США? Чем мы хуже? На самом деле, "ничто не возникает из ничего" - еx nihilo nihil fit. "Ничего не приходит из ничего", - говорил еще древнегреческий философ Парменид. Ту же мысль повторил Тит Лукреций Кар: "Из ничего никогда не рождается ничто". Если мы не производим больше товаров, то увеличение денежной массы просто приведет к росту цен, большему количеству требований к постоянному или меньшему количеству товара, то есть росту цен, ослаблению покупательской способности и обесценению частных денег, нарушению частной собственности. Инфляция, таким образом, это тот же налог на богатство, только скрытый и неявный, ведущий к экспроприации частной собственности. Тогда люди будут стараться уходить из обесценивающихся денег в стабильные, то есть будет расти спрос на более устойчивую хорошую валюту, а плохую будут стараться тратить, чем сберегать и хранить в банках. Рост денежного агрегата М1 в 2009 году составил 26,2%; в 2010 - 26,8%; в 2011 - 23,4%. В 2012 денежная масса изменилась всего лишь на 0,9%. Когда г-ну Марченко еще год назад указали на этот факт в кулуарах 5-го АЭФ, он ответил, что Нацбанк не печатает больше денег, чем номинально растет ВВП РК. Интересно, как он насчитал рост ВВП свыше 20%? В 2013 Нацбанк, пытаясь предотвратить девальвацию, скупал тенге и сжал денежную массу М1 по итогам года на 9,3%. Осознав, что рост спроса населения и требования на доллары со стороны нерезидентов вызывает отток валютных резервов, Нацбанк во второй половине 2013 года выкупил около 10% тенговой денежной массы с рынка. Однако инфляцию, созданную за несколько лет, уже невозможно было легко сбить: не та конъюнктура на внешних рынках, усилились девальвационные и инфляционные ожидания общества. Было принято тайное решение моментально обесценить тенге в очередной третий раз. Непонятые ошибки, невыученные уроки К сожалению, уроки от ошибок не были ни поняты, ни тем более выучены. Сразу после девальвации народу был обещан 1 триллион тенге для финансирования госпроектов ФИИР и создания рабочих мест, а это 28,4% от всей денежной массы на начало 2014 года. В результате выделения этих денег, по состоянию на конец полугодия 2014 года денежная масса М1 выросла на 12,5%.  Ожидается, что в следующем году она вырастет еще на 15%. Тем не менее, есть серьезные доводы против такого способа финансирования национальных проектов: из ничего не возникает ничто. Почему мы снова повторяем те же шаги, которые вместе с другими факторами привели к очередной девальвации? Просто напечатав массу тенге и раздав их бизнесменам на индустриальные, а не потребительские проекты под низкие проценты, не значит, что у нас автоматически создадутся длинные потребительские преференции. Наоборот, увеличится рост цен, мы станем больше тратить, снимать деньги с депозитов и переводить их в валюту. О какой окупаемости длинных проектов по созданию промышленных товаров можно говорить, как можно достичь конкурентоспособности, по сравнению с существующими на рынке, если реальные доходы и сбережения населения будут уменьшаться, мы будем тратить все больше своих доходов на коммунальные услуги, питание, топливо и импортные товары? Как можно бороться с долларизацией экономики, ослабляя количественно тенге и делая его плохим? Напечатать деньги легко, но означает ли это, что экономика имеет все необходимые для успешного начала, завершения и окупаемости инвестиционных проектов денежные сбережения потребителей, ресурсы в виде сырья, металлов, комплектующих и расходных материалов? Можно ли потолстеть, покупая большой ремень? Если рост денежной массы не нужен и вреден, то сколько оптимально достаточно денег для функционирования экономики? Следует понять, что любое данное количество денег достаточно для данного уровня цен и объема промышленного производства. Ведь деньги не потребляются и не изнашиваются физически в процессе оборота. Поэтому, один и тот же объем денег достаточен для любого товарного наполнения экономики. Более того, при увеличении товарной массы один тенге может совершать большую оборачиваемость, что является признаком экономического оживления и роста. Увеличение денежной массы не несет никакой общественной пользы. Об этом предупреждал известный английский экономист Кейнс в своем открытом письме на имя Президента США Рузвельта в 1933 году: "...опасаюсь влияния заблуждений, следующих из грубой экономической доктрины, общеизвестной под названием "Количественная теория денег". Растущий объем производства и растущие доходы рано или поздно пострадают и откатятся назад, если количество денег жестко зафиксировано. Некоторые люди считают, что объем производства и доход можно поднять увеличивая количество денег. Но это все равно, что пытаться потолстеть, покупая ремень пошире". Кажется, что Нацбанк РК со времени своего основания все время следовал именно такой рецептуре создания богатства. Экономический цикл Планирование и финансирование производственных сил должно базироваться на рыночных силах: мы не должны притворяться, что напечатанные "эрцаз-деньги" заменят реальные сбережения, созданные накоплением прибыли. Печатая деньги, мы по существу, создаем иллюзию богатства, которого нет в достаточной мере для этих проектов. Инфляция, как налог на потребителя, уничтожит спрос, необходимый для окупаемости проектов. Она всегда имеет монетарное происхождение. Рост цен - уже следствие. Он также зависит от ожиданий рынка: если инфляционные ожидания велики, как сейчас в Казахстане, то рост цен может иметь опережающий характер. Обманутый однажды больше склонен к панике и будет стараться заработать на ней, даже если она не обоснована. По существу, Нацбанк создаст иллюзию наличия денег, на самом деле отбирая у большинства и передавая другим общественные деньги. Уничтожив, таким образом, спрос, такие проекты рискуют оказаться не окупаемыми. Обществу будет нанесен вред, так как его кровные деньги вместо полезного результата могут быть потрачены впустую. Вместо полезных востребованных товаров будут созданы бесполезные и дорогостоящие замки и прочие "белые слоны", поглощающие ресурсы, трудовые усилия и невосполнимые ресурсы. Другой угрозой такого финансирования является раскручивание потребления, а так как оно удовлетворяется в основном за счет импорта, то это ведет к оттоку валюты и давлению на резервы, долларизации экономики и перспективе очередной девальвации тенге. Большее количество денег приведет к инфляции, к сокращению сроков сбережения, а значит, подорвет не только будущий спрос, необходимый для окупаемости длительных проектов. Увеличение денежных остатков в банковской системе также позволяет увеличивать кредитование, а если многие проекты и инвестиции окажутся не окупаемыми, то это приведет к росту плохих долгов, снижению банковских обязательств и кредитования, сжатию денежной массы и результирующей рецессии. Увеличение денежной массы сначала обычно приводит к фальшивому буму, который не обеспечен достаточными сбережениями, росту цен, росту кредитования и потребности в большем объеме денег, а затем к массовым банкротствам, неплатежам, сжатию денежной массы и рецессии. Бесплатных обедов не бывает Следует помнить, что ничего бесплатного нет. Экономисты этот принцип перефразируют следующим образом: "Бесплатных обедов не бывает (there is no free lunch in economics)". Как из ничего не может появится что-либо, так и деньги, созданные из воздуха, рано или поздно приведут к росту цен и, соответственно, к похудению наших кошельков. Таким образом, все общество ценой инфляции заплатит за обед, который накрывают Нацбанк финансированием проектов ФИИР. Предложенная форма финансирования - монетарная инфляция, фактически завуалированная форма налогообложения и легализованной невидимой конфискации. Она не поможет ФИИР; вместо форсирования ФИИР это будет форсированное перераспределение богатства от всего общества к получателям новых денег, которые будут стоять на верхушке финансовой пирамиды. "Свеженапечатанные деньги", созданные из ничего, отнимают чужие ресурсы, наиболее сильно страдают те слои общества, которые стоят у дна пирамиды. Печать денег не создает ресурсы и не стимулирует краткосрочный спрос за счет перераспределения общего и долгосрочного спроса с будущего. Они создают конкуренцию с деньгами, созданными производством и заработанные трудом. Чтобы по-настоящему запустить долгосрочное накопление капитала, необходимо привлекать сбереженные средства рынка, гарантировать их защиту и сохранение. Иначе мы получим просто очередной цикл перераспределения, подрывающий основы взаимовыгодного обмена, на котором основывается всякое общественное развитие и благополучие. Драйверы экономики - сбережения в сильном тенге Следует понять, что экономика управляется двумя попугаями, сидящими на ее плечах: один командует "спрос", другой - "предложение". Государству не нужно стараться подменять своими искусственным вмешательством и манипуляциями эти команды. Деньги, процентные ставки и развитие определяются внутренним образом по закону спроса и предложения. Спрос невозможно создать, раздав и напечатав дешевые деньги сроком оплаты на "энное" количество лет. Деньги эти можно напечатать, вернуть, но какова будет их покупательская стоимость? Кто заплатит за это ценой снижения своих доходов и уровня жизни? Станем ли мы богаче в равной степени от произведенных манипуляций, и как будет распределяться доход от них? Ясно, что станут богаче те, кто первыми получит деньги, сможет купить твердые товарные активы, недвижимость и валюту до их подорожания. Остальные, кто останется в конце, потеряют. Таков в целом механизм перераспределения, который вызван ростом денежной массы. Чтобы движение в темноте не завело нас в тупик, необходимо вместо манипуляции экономической реальностью, следовать ее сигналам. Тогда действия будут приводить к нужным, а не кризисным и нежелательным результатам. Приумножать тенговую массу с помощью эмиссии значит наоборот ослаблять тенговые сбережения и будущий спрос. Поэтому для финансирования проектов ФИИР будет по-настоящему выгодным привлечение существующих на рынке избыточных денег под реальные и востребованные, а не фиктивные ставки вознаграждения, путем реализации иностранной валюты из Национального фонда на рынке, а не передавать ее в Нацбанк, чтобы под эти резервы печатать новые тенге. ФИИР, на самом деле, нуждается в стимулировании импорта технологий, оборудования и квалифицированных специалистов, а для этого выгоден крепкий тенге. Девальвируя тенге, Казахстан только закрепляет свою зависимость от экспорта ресурсов, способствуя кредитованию иностранной экономики и оттоку капитала заграницу. Для конкурентоспособности и выгодности глубокой переработки наших ресурсов необходимо повышение производительности труда без снижения реальных доходов населения, снижение стоимости запасных частей и комплектующих материалов, производство которых надо внедрять в Казахстане. Для этого нужно массовое производство с использованием наиболее современного оборудования и машин. Такой импорт должен быть дешевым для производителей, а девальвация его удорожает. Устойчивое развития общества Истинной целью любого правительства является защита от грабежа, в том числе легального, частной собственности, защита от насилия и обеспечение правовых взаимоотношений всех рыночных субъектов на равной основе, одинаковый доступ к товарам и услугам без протекции и санкций. Это не только рецепт экономического возрождения, но и мирного сосуществования между народами. Чтобы требовать этого от граждан, правительство должно начать выполнять такие обязательства с самих себя. Чтобы найти средства для ФИИР и определить их настоящую стоимость, не нужно создавать "альтернативную" экономическую реальность, а следует опираться на рыночные процессы накопления избыточной прибыли, формирующей предложение кредита и его стоимости. Если мы по-настоящему желаем настоящего развития, то этого можно достичь только опираясь на рынок, не присваивая чужую частную собственность, а стимулируя ее накопление и умножение, уважая индивидуальные и гражданские права. Тогда экономический рост и привлечение инвестиций получит по-настоящему устойчивый характер.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.