Эпоха дешевых энергоносителей в Казахстане закончилась – эксперт

Крупные НПЗ работают на пределе мощности

3 апреля 2023 года

Безубыточная стоимость АИ-92 в Казахстане превышает 250 тенге за литр. Такое мнение озвучил эксперт энергоотрасли Олжас Байдильдинов, передает LS.

Комментируя решение Минэнерго поднять предельные цены на ГСМ, Байдильдинов пояснил, что это шаг к выравниванию до безубыточного уровня.

"Для АИ-92 в текущих условиях и при текущем обменном курсе точка без убытка составляет свыше 250 тенге. Летнее дизтопливо – свыше 350 тенге", – пояснил эксперт. 

Он добавил, что текущий приказ Минэнерго еще не устранит дефицит, не приведет к выравниванию цен с соседними государствами. Мера является промежуточным решением. В связи с этим будет рост цен в дальнейшем. 

"У добычи нефти, переработки, транспортировки во многом долларовая себестоимость. Соответственно, при снижении курса тенге экономика внутренних цен вновь ухудшится", – спрогнозировал Байдильдинов. 

По его мнению, сегодня государственные органы не понимают реального уровня потребления нефтепродуктов в стране. Это будет возможно при устранении ценового дисбаланса (цены по периметру выше на 100-120 тенге и больше). 

В то же время эксперт отметил, что крупные НПЗ работают на пределе мощности. При этом потребление ежегодно растет (в прошлом году было продано свыше 120 тыс. новых авто + серый импорт).

"Расширение Шымкентского НПЗ завершится примерно в 2029-2030 годы. До этого времени дефицит на внутреннем рынке будет усиливаться", – заверил Байдильдинов. 

Он отметил, что новые нефтеперерабатывающие заводы не появляются из-за того, что цены убыточны и не выгодны потенциальному инвестору. 

"КазМунайГаз" тоже не бездонная бочка. Тем более компания вышла на IPO", – добавил эксперт. 

Что касается потребителей, по словам Байдильдинова, среднее авто на семью с расходом 10 л на 100 км и пробеге 1 тыс. км в месяц потребляет 100 л бензина. Повышение на 20 тенге означает дополнительные расходы в размере 2 тыс. тенге, по его подсчетам. 

Доля транспортных расходов по дизелю в перевозке фруктов и овощей, по словам Байдильдинова, из Алматы в Астану также невелика: не более 10 тенге за 1 кг. При этом экономист напомнил, что цены на топливо не менялись последние годы, тогда как фрукты и овощи подорожали примерно в два раза.

"Всех, кто твердил, что "ситуация на топливном рынке связана с двумя известными в Казахстане фамилиями" и "когда государство вернет контроль над отраслью, цены снизятся", попрошу признать свою ошибку: сегодня 80% оптового рынка нефтепродуктов контролирует "КазМунайГаз" (PETROSUN была передана КМГ), НПЗ также в собственности КМГ, государство контролирует и опт, и розницу. Снижения цен нет. Эпоха дешевых энергоносителей в Казахстане закончилась. Это нужно объявить официально", – заключил Байдильдинов. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.