LS решил узнать у профучастников, как ситуация на границах с Китаем отразится на экономике Казахстана.
Напомним, с 4 февраля 2020 года пересекать границу с Китаем могут только грузы и чиновники официальных делегаций.
Управляющий директор Центра исследований прикладной экономики (AERC) Олжас Тулеуов уточнил, что между Китаем и Казахстаном были приостановлены именно пассажирские потоки, а перевозки грузов ограничения не затронули. В данной ситуации эксперт не ожидает серьезного сокращения товарооборота между странами из-за проблем с логистикой.
"Другой вопрос – снижение спроса Китая на нашу продукцию. В частности, в провинции Хубэй сосредоточены очень большие производственные мощности, которые в том числе потребляют продукцию металлургии. А основными статьями экспорта Казахстана в Китай как раз являются обработанные металлы (медь и черные металлы) в виде концентрата руд или готового проката. В связи с этим остановка экономической активности в промышленно развитых районах Китая на фоне коронавируса может серьезно ударить по нашим предприятиям, функционирующим в металлургической отрасли. И именно здесь возможно сокращение товаропотоков в Китай", – считает он.
По оценкам Тулеуова, снижение темпов роста экономики Поднебесной до 5% может вполне отразиться и на Казахстане.
"В этом случае, по нашим ожиданиям, экономика страны недополучит 0,2-0,4 процентных пункта от максимально возможного уровня роста", – подчеркнул представитель AERC.
В целях нивелирования негативного воздействия коронавируса на экономику Казахстана Тулеуов предлагает рассмотреть ряд мер по поддержке производителей именно в металлургической отрасли.
"Государство может поспособствовать в поиске временных рынков сбыта как внутри, так и за пределами страны. Также можно рассмотреть меры по временным фискально-налоговым послаблениям в отношении металлургических компаний", – отметил он.
В свою очередь независимый экономист Александр Юрин считает, что негативный информационный фон по поводу эпидемиологической ситуации в КНР может способствовать снижению объемов импорта из этой страны.
"Решение об ограничении транспортного сообщения было принято не только Казахстаном, но и Кыргызстаном и Россией. В случае, если фон в отношении эпидемии будет сохраняться продолжительное время, страны ЕАЭС могут использовать его как повод для ограничения товарного грузопотока. А также для вытеснения китайской продукции со своих рынков с последующим частичным ее замещением товарами, производимыми внутри Союза. Однако здесь не стоит забывать, что политика стран-участниц ЕАЭС зачастую бывает непоследовательной, а через их границы проходят значительные объемы неучтенного импорта из Китая", – уточнил он.
Юрин подчеркнул, что, если ограничения транспортным и авиасообщениями затронут не только пассажиропоток, но и грузовые перевозки, это может оказать ощутимый негативный эффект на объемы торговли между странами.
"Казахстан завозит из Китая значительную часть потребительских и промежуточных товаров, поэтому наиболее восприимчивой к запрету являются оптовая и розничная торговли. Их объемы однозначно снизятся, если приостановка продлится в течение нескольких месяцев, а многие товары будут постепенно замещаться более дорогими аналогами, производимыми в других странах. Кроме того, в некоторых случаях вырастут издержки казахстанских производственных компаний, которым придется заменять китайское оборудование и товары промежуточного потребления более дорогими заменителями", – резюмировал он.
Ранее LS писал о том, что в Казахстане ряд продавцов товаров начали повышать цены на продукты, ссылаясь на закрытые границы с Китаем. А также LS опубликовал инфографику о том, какие товары покупает Казахстан у Китая.
Кроме того, на фоне распространения коронавируса в Китае Казахстан принял превентивные меры, временно приостановив работу "Хоргоса".