Майнеры могут влить сотни миллионов долларов в электроэнергетику Казахстана. Такое мнение LS озвучил управляющий директор НПП "Атамекен" Жакып Хайрушев.
В беседе с LS он оценил планы правительства привлечь этих участников рынка в модернизацию отрасли по модели 70/30. На взгляд эксперта, прямые договоры между добытчиками криптовалюты и энергопроизводящими организациями (ЭПО) на условиях строительства новых генерирующих мощностей с обязательной передачей до 30% выпуска услуги единому закупщику являются обоснованным решением.
Эксперт считает, что для майнеров будет привлекательна такая схема, так как она устраняет главный риск – нестабильность снабжения. За счет контрактов с закрепленным объемом поставок появляется долгосрочный горизонт с возможностью планирования амортизации оборудования и расширения деятельности за пределы добычи цифровой валюты. В том числе это хранение данных, дата-центры, высокопроизводительные вычисления и AI-инфраструктуры (в области искусственного интеллекта – прим. LS).
Собеседник LS отметил: данные игроки рынка понимают, что свет – это их ключевой ресурс. Поэтому они готовы инвестировать в устойчивую архитектуру с юридической стабильностью и предсказуемыми условиями. При этом государство не несет бюджетных расходов, а энергосистема получает новые объемы генерации и долю, направляемую на покрытие потребностей внутреннего рынка.
"Предлагаемая конструкция исключает сценарий, при котором цифровые потребители эксплуатируют старую инфраструктуру без встречных обязательств. Напротив, они становятся катализаторами ее обновления. Это пример рационального партнерства, в котором частный капитал работает на модернизацию критически важной инженерной инфраструктуры", – высказался автор Telegram-канала Haırýshev energy.
Он отметил, что при наличии четких правил, прозрачных регуляторных механизмов и закрепленных гарантий для инвесторов в горизонте ближайших трех-пяти лет возможно модернизировать не менее 5-10 крупных объектов. В первую очередь это могут быть те станции, которые уже имеют инфраструктурную базу и располагаются вблизи промышленных центров или месторождений с избыточным топливом, включая попутный нефтяной газ. Там, где ЭПО заинтересованы в модернизации, но не имеют доступа к бюджетному финансированию, модель с привлечением цифровых потребителей может дать быстрый и ощутимый результат.
"По моему мнению, даже одна модернизированная станция мощностью 100-200 МВт, построенная или обновленная в рамках такой схемы, способна изменить ситуацию в конкретном регионе как с точки зрения надежности снабжения, так и для покрытия растущей нагрузки. Если масштабировать этот подход системно, он может стать одним из ключевых инструментов обновления изношенного генерирующего парка в Казахстане и обеспечить синхронизацию инвестиционного интереса майнеров с задачами энергетической модернизации", – пояснил Ж. Хайрушев.
По его оценке, объем инвестиций, которые цифровые потребители могут вложить в улучшение инфраструктуры, находится в пределах $100-500 млн, в зависимости от проектов и числа участников.
Эксперт отметил, что за последние три года майнинг обеспечил более $34 млн налоговых поступлений. В стране зарегистрировано свыше 415 тыс. устройств, выдано 84 лицензии, аккредитовано несколько пулов производителей цифровой валюты. Объемы торговли данными активами выросли почти в четыре раза, с $324 млн до $1,4 млрд.
"С учетом этих параметров минимальный уровень вложений со стороны отдельных игроков может составить порядка $100-200 млн. Если же объединятся несколько крупных операторов, готовых участвовать в модернизации станций или строительстве новых блоков, то совокупный объем инвестиций может достичь $300-500 млн. Это вполне сопоставимо с затратами на обновление трех-пяти крупных объектов генерации в фокусных регионах", – посчитал собеседник LS.
Он добавил, что во многих странах майнинговые компании уже инвестируют в возведение собственных энергоблоков, ориентируясь на устойчивое снабжение. По словам эксперта, казахстанская практика только начинает формироваться, но уже демонстрирует готовность к такой модели взаимодействия, особенно при наличии закрепленной схемы договоров и законодательных гарантий.
В целом на улучшение сфер энергетики ЖКХ нужно порядка 13,6 трлн тенге (более $25 млрд) до 2029 года. Из этой суммы около 6,2 трлн тенге предусмотрено непосредственно для модернизации энергетического сектора: генерирующих мощностей, сетей и инфраструктуры. Еще 6,8 трлн тенге отводится на коммунальный сектор: водоснабжение, теплосети, канализацию. Дополнительно 602 млрд тенге заложены на цифровизацию и автоматизацию.
На этом фоне $300-500 млн со стороны добытчиков криптовалюты – вполне ощутимая доля. В том числе если рассматривать помощь как точечный вклад в модернизацию инфраструктуры в энергоизбыточных зонах или на тех объектах, которые в силу износа требуют срочной реконструкции.
"По моему мнению, такие проекты могут и должны стать пилотными примерами партнерства государства и технологического бизнеса", – заметил Ж. Хайрушев.
При этом такая модель, по мнению эксперта, поможет сдерживать рост тарифов для населения, так как закрывает инвестиционный дефицит. Модернизация большинства ТЭЦ требует миллиардных вложений, которые ложатся либо на бюджет, либо на счета казахстанцев. Когда нагрузку частично берет на себя инвестор, это автоматически снижает давление на всех остальных.
Тем временем единый закупщик и системный оператор получают доступ к новой или обновленной мощности без участия в капитальной фазе, то есть без дополнительных ценовых надбавок. Цифровой потребитель, как правило, готов платить по рыночной или даже более высокой цене за надежность, стабильность и прозрачность. Это создает эффект внутреннего кросс-субсидирования.
Дополнительным элементом является гибкость. Если в проекте применяются накопители энергии, выстраиваются современные трехставочные тарифы, это позволяет управлять нагрузкой, избегать перегрузок и снижать издержки на сетевую инфраструктуру. В комплексе формируется модель, при которой модернизация идет без тарифного шока, без дополнительной нагрузки на бюджет и с прямым эффектом в части стабильности энергоснабжения и цен.
Эксперт напомнил, что перед правительством стоит задача снизить коэффициент износа генерирующих объектов с текущих 65% до 40% до конца 2029 года. Это масштабная задача, включающая обновление не менее 30 тепловых электростанций и около 200 объектов естественных монополий. При этом важно снизить аварийность на 20%, что тоже требует системного и опережающего подхода, особенно в контексте климатических и технологических рисков.
"По моему мнению, эти ориентиры адекватно отражают реальную картину. В условиях сильного износа, накопленного десятилетиями, пятилетний горизонт является минимально допустимым сроком, в который еще можно попытаться повернуть ситуацию. Но для этого требуется не только масштаб финансирования, но и четкий механизм реализации, т.е. понятные правила для частных инвестиций, приоритет для локализации, технический аудит площадок, а также синхронизация между министерствами, акиматами и бизнесом. Без этих элементов даже самые амбициозные цифры могут остаться только на бумаге", – заключил Ж. Хайрушев.
Ранее эксперт рассказывал LS, как проблемы в энергетике бьют по экономике Казахстана.