Изменения в Конституционном законе об МФЦА могут подорвать доверие инвесторов к Казахстану. Такое мнение LS высказал исполнительный директор QAMS Данияр Темирбаев.
Ликвидация преференций в МФЦА
Ранее в Ассоциации миноритарных акционеров (QAMS) сообщили, что в министерстве нацэкономики хотят отказаться от льгот на территории данного финцентра, рассчитанных до 2066 года. Вместо этого предлагается ввести налог в 5% на прирост стоимости акций и дивиденды для бумаг, размещенных на AIX. Таким образом, планируется уравнять Астанинскую площадку с Казахстанской фондовой биржей (KASE), где намерены убрать соответствующее преимущество.
В беседе с LS Темирбаев отметил, что оценивает данную инициативу отрицательно. По его словам, вопрос не в размере налога, а в подходах к налогообложению и доверии к фискальной политике.
"Если отменят льготы на доходы от прироста стоимости и дивиденды по ценным бумагам, листингованным на KASE, то возникнет арбитраж – разница в налоговом режиме между двумя биржами. Что неминуемо приведет к оттоку инвесторов и капитала на AIX. Уравнять их в этом вопросе можно, только если синхронно ввести 5% налог взамен отмены льгот. Но здесь есть нюанс, связанный с политикой государства по привлечению, в том числе зарубежных инвесторов", – считает он.
Как отметил Темирбаев, дело в принятии Конституционного закона "О Международном финансовом центре "Астана", где зафиксированы преференции до 2066 года.
"Государство, по сути, предоставило инвесторам гарантии долгосрочной стабильности налогового режима. Под эти льготы в Казахстан пришли свыше 2 тыс. иностранных компаний. Более того, глава государства Касым-Жомарт Токаев активно продвигает МФЦА на дипломатическом поле. "Прочным фундаментом нашей конкурентоспособной инвестиционной среды служит МФЦА", – цитата из недавнего выступления президента на Казахстанско-корейском бизнес-форуме", –напомнил собеседник.
Представитель QAMS объяснил, что предложение министерства служит сигналом для зарубежных и местных инвесторов об отсутствии гарантий стабильности налоговых условий в стране.
"В презентации МНЭ (от 13 июня) об основных направлениях проекта нового Налогового кодекса обозначена первоочередная задача "предсказуемость налоговой политики". О какой предсказуемости можно вести речь? Такая непоследовательность подрывает доверие инвесторов к казахстанской экономике. Полагаю, что в министерстве не до конца просчитали долгосрочные последствия инициатив для инвестпривлекательности нашей страны", – прокомментировал он.
Темирбаев ожидает, что в случае реализации данных мер произойдет отток вложений из страны.
"Также это подорвет на долгие годы доверие к политике государства по привлечению инвестиций. Уже на ранней стадии этих инициатив к нам в ассоциацию обратились несколько инвестфондов, зарегистрированных в МФЦА. Если целью данных поправок было напугать инвесторов, могу сказать, что цель достигнута", – дополнил он.
Наделение брокеров статусом налоговых агентов
Помимо этого, в проект нового Налогового кодекса предлагалось включить поправку, которая сделала бы брокеров налоговыми агентами. Однако позже в министерстве нацэкономики сообщили LS, что профучастники данную идею не поддержали.
Темирбаев предположил, что данное решение обусловлено ростом обязательств при получении подобного статуса.
"Здесь возникает "букет" ответственности налогового агента за сроки отчетности, несвоевременное перечисление или неправильное удержание налогов. Санкции – от штрафов до уголовной ответственности, если есть признаки уклонения от уплаты обязательных платежей. Поэтому не удивлюсь, что профучастники рынка могли не поддержать данное изменение по такой логике: ответственности – товарный поезд, а что взамен?" – пояснил он.
Собеседник LS рассказал, что данная инициатива обсуждалась и внутри QAMS. Тогда в ассоциации пришли к мнению, что подобная практика имеет ряд позитивных моментов для фискального администрирования.
"Брокеры всегда посчитают налоги в пользу государства, а не клиента, чтобы подстраховаться. А у налоговой службы снимается головная боль, правильно ли рассчитаны платежи. Но для инвесторов это будет означать то, что сказано выше: для подстраховки расчет платежей будет не в пользу клиентов брокеров", – дополнил Темирбаев.
Кроме того, по его словам, это несет и дополнительные затраты для профучастников, которые по итогу будут перекладывать на клиента и тарифы на обслуживание.
"Учитывая относительно небольшой розничный рынок Казахстана, брокерский бизнес в сегменте ретейла не является маржинальным. Это значит: если рассматривать наделение брокеров статусом налогового агента, то вкупе с вопросом о компенсации затрат на внедрение. Если, конечно, речь идет о переходе налоговых органов на сервисную модель работы. Ответственностью наделили, а где сервис? Вот такой возникает вопрос", – резюмировал он.