Доля проблемных кредитов в Казахстане может достигать 45% - S&P

В агентстве не ожидают, что госпрограмма рекапитализации будет достаточно эффективной

19 января 2018 года
    

Рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ-/А-3". Прогноз изменения рейтингов - "стабильный", передает LS.

Также в организации подтвердили рейтинг страны по национальной шкале на уровне "kzAA".

"Прогноз отражает наши ожидания того, что в ближайшие два года не возникнет новых существенных финансовых требований в рамках продолжающихся разногласий относительно инвестиций в нефтегазовую промышленность Казахстана. Также правительство сохраняет относительно устойчивую позицию нетто-кредитора, несмотря на наше мнение об ухудшении бюджетных и внешних показателей после заморозки активов Нацфонда на сумму $22,6 млрд (13% ВВП страны в 2018 году). Мы ожидаем, что оставшаяся на счетах Нацфонда сумма (почти 20% ВВП) не будет заморожена в рамках продолжающегося судебного процесса", - подчеркнули в компании.

Аналитики включили в прогноз расходы бюджета на рекапитализацию банковского сектора в 2017 году и ожидают, что правительство сохранит позицию нетто-кредитора, причем объем активов будет превышать объем обязательств почти на 1% ВВП в 2018 году.

В S&P отмечают, что рейтинги страны по-прежнему поддерживаются преимущественно сильными показателями баланса правительства, обусловленными профицитами бюджета в период высоких цен на сырьевые товары (соответствующие средства аккумулированы в Нацфонда). Также наличие значительных внешних ликвидных активов, объем которых превышает внешний долг, поддерживает уровень рейтингов.

В то же время в агентстве напомнили, что в августе Нацбанк опубликовал доклад, который был посвящен планам рекапитализации банковского сектора, проблемные кредиты (с учетом реструктурированных кредитов) на эту дату, по оценке регулятора, составляли около 25% кредитного портфеля банков.

"При этом, учитывая корректировки на внебалансовые кредиты и объем проблемных кредитов, рассчитанный согласно Международным стандартам финансовой отчетности, полагаем, что реальная доля проблемных кредитов может составлять 35-45%. С учетом более консервативного подхода к оценке проблемной задолженности банковской системы мы не ожидаем, что государственная программа рекапитализации будет достаточной мерой, которая позволит улучшить способность банков выступать посредниками в кредитовании экономики страны", - высказали мнение в S&P.

В агентстве добавили, что в настоящий момент банковский сектор относится к группе VIII по уровню отраслевых и страновых рисков банковского сектора (Banking Industry Country Risk Assessment - BICRA; в группу I входят страны с наименьшими рисками, а в группу X - страны с наибольшими рисками – прим LS).

В целом S&P отмечают сохранение проблем, препятствующих доверию к монетарной политике. Речь идет таких проблемах, как избыточный объем ликвидности в национальной валюте на фоне умеренного роста кредитования в банковской системе и краткосрочного характера кривой доходности в тенге в связи с ограниченным предложением средне- и долгосрочных государственных долговых обязательств. По мнению аналитиков, это ведет к нехватке залогового обеспечения при проведении межбанковских сделок и ограничивает способность участников рынка к определению стоимости предлагаемых финансовых продуктов и принятию инвестиционных решений.

"Мы отмечаем снижение инфляции в годовом выражении с двузначного уровня в 2016 году до целевого диапазона, установленного Нацбанком, - 6-8%. Мы также полагаем, что регулятор может испытывать политическое давление, что было подтверждено рядом примеров в последние годы, когда регулятор был вовлечен в деятельность, не входящую в сферу ответственности центрального банка, включая приобретение им доли в государственной нефтегазовой компании "КазМунайГаз" и компенсационные выплаты по депозитам в национальной валюте после девальвации тенге в 2015 году", - высказали мнение в агентстве.

Кроме этого, по их оценкам, переход к "плавающему" курсу тенге и таргетированию инфляции обусловил значительную волатильность валютного курса и процентной ставки в конце 2015 году и начале 2016 году.

Помимо этого, в агентстве также объяснили про методику расчета бюджетных показателей расширенного правительства. По методологии S&P сюда входят доходы центрального правительства, местных органов власти и Нацфонд.

"В соответствии с нашей методологией мы включаем внебюджетные программы экономического развития, осуществляемые через государственные организации и финансируемые Нацфондом, в наши расчеты расходов расширенного правительства. В отличие от органов власти мы не включаем в расчет доходов расширенного правительства корректировку, связанную с переоценкой валютных активов Нацфонд, выражаемых в тенге. Согласно нашей методике расчета показателей дефицит консолидированного бюджета расширенного правительства увеличился с 4% ВВП в 2016 году до 7% ВВП в 2017 году - главным образом в связи расходами правительства на рекапитализацию банковской системы, которые составили примерно 5% ВВП. В отсутствие дальнейших расходов, связанных с банковским сектором, мы ожидаем, что дефицит сократится примерно до 1% в 2018 году", - предполагают в агентстве.

В S&P напомнили, что в конце 2017 года Bank of New York Mellon заморозил примерно $22,6 млрд (13% ВВП) активов Нацфонда в рамках разногласий между правительством Казахстана и молдавскими бизнесменами.

В связи с этим они отметили, что из оценки активов фонда были исключена указанная сумма, после того как они были заморожены.

"Правительство остается нетто-кредитором, однако в 2018 году объем активов будет в меньшей степени превышать объем обязательств, чем мы ожидали ранее (почти 15%). Кроме того, в связи с заморозкой активов ухудшилась наша оценка внешних показателей Казахстана. В настоящее время мы ожидаем, что объем ликвидных активов будет превышать объем обязательств по внешнему долгу примерно на 5% поступлений по счету текущих операций в 2018 году в сравнении с предыдущими оценками на уровне около 20% на момент публикации последнего отчета по рейтингам Казахстана", - привели данные в организации.

В то же время в S&P ожидают, что темпы реального экономического роста возрастут до 3% в среднем в 2017-2020 годы на фоне реализации правительственных программ по развитию инфраструктуры и повышения нефтедобычи на Кашаганском месторождении.

Кроме этого, тенденция роста реального ВВП на душу населения повысится примерно до 1,7% в среднем за период 2012-2021 годы, то есть будет стран с аналогичным уровнем развития.

S&P уточнили, что могут повысить рейтинги страны, если - вопреки нашим текущим ожиданиям - недавние политические реформы приведут к значительному укреплению государственных институтов.

"Кроме того, мы можем повысить рейтинги, если стратегия диверсификации экономики, реализуемая правительством, обусловит расширение структуры экспорта, снизив зависимость экономики от волатильных условий внешней торговли", - добавили в организации.

В то же время, по их оценкам, рейтинги могут оказаться под давлением, если внешнеэкономические показатели страны ухудшатся в большей степени.

"Это может произойти, например, в случае дальнейшей заморозки значительного объема внешних активов Нацфонда либо если прогнозируемые нами совокупные потребности страны во внешнем финансировании превысят 100% поступлений по счету текущих операций плюс доступные резервы. Мы также можем понизить рейтинги в случае повторного возникновения дестабилизирующих факторов, например значительного повышения долларизации депозитов резидентов в банковском секторе страны или снижения прогнозируемых нами темпов роста экономики (средневзвешенного показателя реального ВВП на душу населения) до менее чем 1% - минимального уровня, который мы считаем типичным для экономики стран с аналогичным уровнем развития", - резюмировали в агентстве.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.