Доля проблемных кредитов в Казахстане может достигать 45% - S&P

В агентстве не ожидают, что госпрограмма рекапитализации будет достаточно эффективной

19 января 2018 года

Рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ-/А-3". Прогноз изменения рейтингов - "стабильный", передает LS.

Также в организации подтвердили рейтинг страны по национальной шкале на уровне "kzAA".

"Прогноз отражает наши ожидания того, что в ближайшие два года не возникнет новых существенных финансовых требований в рамках продолжающихся разногласий относительно инвестиций в нефтегазовую промышленность Казахстана. Также правительство сохраняет относительно устойчивую позицию нетто-кредитора, несмотря на наше мнение об ухудшении бюджетных и внешних показателей после заморозки активов Нацфонда на сумму $22,6 млрд (13% ВВП страны в 2018 году). Мы ожидаем, что оставшаяся на счетах Нацфонда сумма (почти 20% ВВП) не будет заморожена в рамках продолжающегося судебного процесса", - подчеркнули в компании.

Аналитики включили в прогноз расходы бюджета на рекапитализацию банковского сектора в 2017 году и ожидают, что правительство сохранит позицию нетто-кредитора, причем объем активов будет превышать объем обязательств почти на 1% ВВП в 2018 году.

В S&P отмечают, что рейтинги страны по-прежнему поддерживаются преимущественно сильными показателями баланса правительства, обусловленными профицитами бюджета в период высоких цен на сырьевые товары (соответствующие средства аккумулированы в Нацфонда). Также наличие значительных внешних ликвидных активов, объем которых превышает внешний долг, поддерживает уровень рейтингов.

В то же время в агентстве напомнили, что в августе Нацбанк опубликовал доклад, который был посвящен планам рекапитализации банковского сектора, проблемные кредиты (с учетом реструктурированных кредитов) на эту дату, по оценке регулятора, составляли около 25% кредитного портфеля банков.

"При этом, учитывая корректировки на внебалансовые кредиты и объем проблемных кредитов, рассчитанный согласно Международным стандартам финансовой отчетности, полагаем, что реальная доля проблемных кредитов может составлять 35-45%. С учетом более консервативного подхода к оценке проблемной задолженности банковской системы мы не ожидаем, что государственная программа рекапитализации будет достаточной мерой, которая позволит улучшить способность банков выступать посредниками в кредитовании экономики страны", - высказали мнение в S&P.

В агентстве добавили, что в настоящий момент банковский сектор относится к группе VIII по уровню отраслевых и страновых рисков банковского сектора (Banking Industry Country Risk Assessment - BICRA; в группу I входят страны с наименьшими рисками, а в группу X - страны с наибольшими рисками – прим LS).

В целом S&P отмечают сохранение проблем, препятствующих доверию к монетарной политике. Речь идет таких проблемах, как избыточный объем ликвидности в национальной валюте на фоне умеренного роста кредитования в банковской системе и краткосрочного характера кривой доходности в тенге в связи с ограниченным предложением средне- и долгосрочных государственных долговых обязательств. По мнению аналитиков, это ведет к нехватке залогового обеспечения при проведении межбанковских сделок и ограничивает способность участников рынка к определению стоимости предлагаемых финансовых продуктов и принятию инвестиционных решений.

"Мы отмечаем снижение инфляции в годовом выражении с двузначного уровня в 2016 году до целевого диапазона, установленного Нацбанком, - 6-8%. Мы также полагаем, что регулятор может испытывать политическое давление, что было подтверждено рядом примеров в последние годы, когда регулятор был вовлечен в деятельность, не входящую в сферу ответственности центрального банка, включая приобретение им доли в государственной нефтегазовой компании "КазМунайГаз" и компенсационные выплаты по депозитам в национальной валюте после девальвации тенге в 2015 году", - высказали мнение в агентстве.

Кроме этого, по их оценкам, переход к "плавающему" курсу тенге и таргетированию инфляции обусловил значительную волатильность валютного курса и процентной ставки в конце 2015 году и начале 2016 году.

Помимо этого, в агентстве также объяснили про методику расчета бюджетных показателей расширенного правительства. По методологии S&P сюда входят доходы центрального правительства, местных органов власти и Нацфонд.

"В соответствии с нашей методологией мы включаем внебюджетные программы экономического развития, осуществляемые через государственные организации и финансируемые Нацфондом, в наши расчеты расходов расширенного правительства. В отличие от органов власти мы не включаем в расчет доходов расширенного правительства корректировку, связанную с переоценкой валютных активов Нацфонд, выражаемых в тенге. Согласно нашей методике расчета показателей дефицит консолидированного бюджета расширенного правительства увеличился с 4% ВВП в 2016 году до 7% ВВП в 2017 году - главным образом в связи расходами правительства на рекапитализацию банковской системы, которые составили примерно 5% ВВП. В отсутствие дальнейших расходов, связанных с банковским сектором, мы ожидаем, что дефицит сократится примерно до 1% в 2018 году", - предполагают в агентстве.

В S&P напомнили, что в конце 2017 года Bank of New York Mellon заморозил примерно $22,6 млрд (13% ВВП) активов Нацфонда в рамках разногласий между правительством Казахстана и молдавскими бизнесменами.

В связи с этим они отметили, что из оценки активов фонда были исключена указанная сумма, после того как они были заморожены.

"Правительство остается нетто-кредитором, однако в 2018 году объем активов будет в меньшей степени превышать объем обязательств, чем мы ожидали ранее (почти 15%). Кроме того, в связи с заморозкой активов ухудшилась наша оценка внешних показателей Казахстана. В настоящее время мы ожидаем, что объем ликвидных активов будет превышать объем обязательств по внешнему долгу примерно на 5% поступлений по счету текущих операций в 2018 году в сравнении с предыдущими оценками на уровне около 20% на момент публикации последнего отчета по рейтингам Казахстана", - привели данные в организации.

В то же время в S&P ожидают, что темпы реального экономического роста возрастут до 3% в среднем в 2017-2020 годы на фоне реализации правительственных программ по развитию инфраструктуры и повышения нефтедобычи на Кашаганском месторождении.

Кроме этого, тенденция роста реального ВВП на душу населения повысится примерно до 1,7% в среднем за период 2012-2021 годы, то есть будет стран с аналогичным уровнем развития.

S&P уточнили, что могут повысить рейтинги страны, если - вопреки нашим текущим ожиданиям - недавние политические реформы приведут к значительному укреплению государственных институтов.

"Кроме того, мы можем повысить рейтинги, если стратегия диверсификации экономики, реализуемая правительством, обусловит расширение структуры экспорта, снизив зависимость экономики от волатильных условий внешней торговли", - добавили в организации.

В то же время, по их оценкам, рейтинги могут оказаться под давлением, если внешнеэкономические показатели страны ухудшатся в большей степени.

"Это может произойти, например, в случае дальнейшей заморозки значительного объема внешних активов Нацфонда либо если прогнозируемые нами совокупные потребности страны во внешнем финансировании превысят 100% поступлений по счету текущих операций плюс доступные резервы. Мы также можем понизить рейтинги в случае повторного возникновения дестабилизирующих факторов, например значительного повышения долларизации депозитов резидентов в банковском секторе страны или снижения прогнозируемых нами темпов роста экономики (средневзвешенного показателя реального ВВП на душу населения) до менее чем 1% - минимального уровня, который мы считаем типичным для экономики стран с аналогичным уровнем развития", - резюмировали в агентстве.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
На чем зарабатывают казахстанские банки и почему они прибыльнее развитых стран
вчера
Жители Казахстана тратят на еду большую часть зарплаты, чем в Беларуси, России и Китае. Инфографика
вчера
Минздрав пересмотрит лицензирование стоматологов после скандала с пенсионными деньгами
вчера
Қазақстан ЕО санкциялар жөнінде ескерту алмады
вчера
Дьявол кроется в деталях: названы главные страхи инвесторов горнорудной отрасли
вчера
Бюрократия дороже урожая: Казахстан теряет овощные рынки соседей
вчера
Казахстан не получал уведомлений от ЕС о введении вторичных санкций
вчера
Нацбанк выполняет свою роль, но инфляция остается высокой из-за действий правительства – мнение
вчера
НПЗ Казахстана обяжут производить больше востребованных ГСМ
вчера
Банктер шоттар жайлы мәліметті салықшыларға тапсырады
16 сентября 2025 года
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.