Частные перевозчики готовы инвестировать в экономику Казахстана

13 июня 2024 года

Частные перевозчики в Казахстане готовы инвестировать в закупку локомотивов, что должно кардинально улучшить ситуацию с износом железнодорожных сетей, локомотивов и вагонов. Такое заявление сделали в профильной организации. 

В Ассоциации казахстанских грузовых железнодорожных перевозчиков согласились со словами председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова о том, что в отрасли наблюдается катастрофическая ситуация с уровнем износа основных фондов: магистральной железнодорожной сети (МЖС), подвижного состава. 

"Это краеугольная проблема отрасли, которая тянет вниз количественные и качественные показатели. Рост оборачиваемости вагонов и количества брошенных поездов увеличивает сроки доставки грузов. В результате не все потребители вовремя могут доставить свои грузы. Этот вопрос особенно остро стоит для тех, у кого практически отсутствует альтернатива перевозки другим видом транспорта. Более того, приоритет отдается транзитным перевозкам, что в условиях ограниченной пропускной способности сети негативно влияет на экспортные и внутренние перевозки. В результате страдает отечественный бизнес", – отметили в ассоциации.

В организации озвучили концепцию развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года, согласно которой износ существующего локомотивного парка достигает 70%, а текущее обновление парка локомотивов не успевает за спросом. 

По состоянию на 31 декабря 2023 года парк локомотивов в стране составил 1,8 тыс. единиц, в том числе 1,1 тыс. тепловозов и 527 электровозов. Основная доля локомотивов в объеме 96% принадлежит группе компаний "Қазақстан темір жолы", 4% – частным собственникам. 

В организации пояснили, что, по оценкам экспертов компании Roland Berger, для удовлетворения растущего объема перевозок в Казахстане до 2032 года необходимо закупить еще 478 магистральных локомотивов. Это потребует инвестиций в размере $1,6 млрд. 

По информации ассоциации, в течение последних трех лет КТЖ приобрел 267 локомотивов, из них 113 локомотивов – в 2023 году. За счет этого уровень износа снизился с 68% по итогам 2020 года до 52% на конец 2023 года.

По состоянию на 31 декабря 2023 года зарегистрировано около 136 тыс. грузовых вагонов, из них порядка 33%, или около 45 тыс. единиц, принадлежат нацкомпании. Основную долю вагонного парка составляют полувагоны – 57,5 тыс. единиц, или 40%, средний возраст которых составляет семь лет.

На начало 2024 года парк пассажирских вагонов КТЖ составил 2,1 тыс. единиц. Средний возраст вагонов – 17 лет, средний износ парка – 42,8%. Парк частных перевозчиков равен 506 единицам, большую часть которых (75%) составляют вагоны старше 20 лет.

Частные перевозчики грузов готовы сократить дефицит локомотивов и уже в ближайшие годы приобрести около 140 новых магистральных локомотивов. Однако им необходимы гарантии долгосрочного доступа к железнодорожной сети и равное право на использование инфраструктуры, заявляют в ассоциации.

"Компании предлагают увеличить срок договоров на доступ к железной дороге до пяти лет, чтобы обеспечить привлечение финансовых инструментов, например, кредитов, для покупки новых локомотивов", – пояснили в организации.

В ассоциации обратили внимание, что с 2018 года в рамках пилота перевозки грузов своими локомотивами по определенным маршрутам, помимо КТЖ-ГП, осуществляют компании "ТТТ Сервис" и Dar Rail. В общей сложности они управляют 76 магистральными локомотивами, имеют 58 магистральных электровозов, 18 магистральных тепловозов и 30 маневровых тепловозов, которые используются для внутренних перевозок различных грузов.

У перевозчиков есть избыток локомотивной мощности, которую можно было бы задействовать на дополнительных участках железнодорожной сети, но к ним у них сейчас нет доступа. В частности, компании уже подают заявки на получение доступа к перевозкам по другим участкам МЖС с 2025 по 2026 год. Ответ от КТЖ на эти заявки ожидается до конца ноября.

"Мы считаем, что модель организации железнодорожных перевозок, протестированная в течение пяти лет, является эффективной. За это время два частных перевозчика создали свою производственную инфраструктуру, включая локомотивные депо, разработали собственные технические и IT-решения. Кроме того, квалификационные требования к перевозчикам при получении лицензии на перевозку грузов по железной дороге могут быть изменены с учетом рисков и интересов всех участников рынка. Подобные меры направлены на предотвращение доступа недобросовестных участников рынка к МЖС и описаны в концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года. Изменения и корректировки требований планируется ввести до 2025 года", – отметили в ассоциации. 

В организации добавили, что перевозчики готовы работать, вкладывая инвестиции, но вопрос, связанный с доступом к железнодорожной инфраструктуре, для них остается актуальным. 

Предлагается создание национального оператора инфраструктуры, который будет контролироваться министерством транспорта и обеспечивать равный доступ всем перевозчикам к железнодорожным путям. Это решило бы многие проблемы. Сейчас функции национального оператора инфраструктуры выполняет "КТЖ-ГП". В настоящее время данные вопросы находятся в процессе обсуждения.

В ассоциации добавили, что реформа ж/д отрасли была анонсирована еще в начале 2000-х годов. 

"Уже тогда в законодательство внесли понятие целевой модели, предусматривающей разделение инфраструктурного и перевозочного сегментов грузовых железнодорожных перевозок, а также создание равных условий доступа для всех перевозчиков. Эта модель упоминалась неоднократно в программах развития отрасли разных периодов. Но так и не была реализована", – заключили в ассоциации. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.