Автолизинг для физлиц заработает только при дешевых деньгах – эксперт

Данный продукт является достаточно сложным и может просто не заинтересовать население

сегодня

С 1 декабря в Казахстане запускается автолизинг для граждан, передает LSОб этом сообщил депутат партии Respublica Олжас Куспеков на своей странице в Instagram.

"Финансовые трудности с приобретением автомобиля знакомы многим казахстанцам. Не у всех есть возможность брать дорогие кредиты или годами копить на первоначальный взнос. Эту тему мы впервые подняли еще два года назад, и сегодня она воплотилась в реальность: по поручению президента запускается механизм автолизинга для физических лиц. Это шаг к реальной доступности автомобилей для граждан", – сообщил депутат.

В министерстве торговли и интеграции отмечают, что внедрение автолизинга повысит доступность автотранспорта, простимулирует развитие внутреннего рынка и укрепит конкурентную среду.

Между тем в беседе с LS глава Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков подчеркнул, что автолизинг для физлиц – довольно сложный финансовый инструмент, он требует определенных условий. Если эти условия не будут соблюдены, то данный инструмент так и не заработает в Казахстане. 

По его словам, самое первое условие для успешной реализации программы – дешевые деньги. 

"Чтобы лизинг заработал и стал пользоваться спросом у казахстанцев в части того, чтобы брать машину в аренду и платить за нее ежемесячно абонентскую плату – этот платеж должен быть привлекательнее, чем кредит. Нужно, чтобы деньги, которые лизингодатели используют, обходились для них дешевле, чем для банка. Потому что ставка рефинансирования – 18%, кредит достается условно под 20%. Если лизингодатели предложат машину под 25-30%, то какой тогда смысл? Это будет практически никому не интересно. Если же процент лизингодателя будет составлять 10%, естественно, часть спроса сдвинется в лизинг", – пояснил он.

Также остается открытым вопрос, кто будет выделять деньги на программу.  Э. Эдоков напомнил, что в Казахстане около 7 млн авто, из них почти 70% старше 10 лет. В год в стране продается около 200 тыс новых машин.

"Чтобы программа была популярной, успешной и ощутимой, нужно чтобы 10% новых автомобилей продавались через лизинг, а это около 20 тыс. авто. Считаем: 20 тыс. авто по средней цене в 10 млн тенге – это 200 млрд тенге. Вот представьте эту цифру и подумайте, есть ли сейчас у государства лишние 200 млрд тенге. Поэтому, если будут дешевые деньги, тогда программа взлетит. И это ключевой момент", – подчеркнул Э. Эдоков.

Кроме того, важно, чтобы была четкая и понятная система для потребителей, отметил собеседник.

"Здесь финансовая система гораздо сложнее. В лизинговом платеже, помимо банковского процента за использование денег, есть маржа лизингодателя, обязательная страховка, полная страховка. Также могут включить страховку на разницу в цене – на случай, если машина будет уничтожена или угнана. Плюс иногда включают техническое обслуживание. То есть это многокомпонентная сумма, и финансовый расчет сложнее. Потребителю должно быть понятно, из чего состоит платеж и что туда входит. Плюс еще важный момент в лизинге – это остаточная стоимость. Если она будет завышена, то человеку не будет смысла машину выкупать, это будет дорого. Остаточная стоимость должна быть понятной как для лизингодателя, так и для получателя. При этом важно отдавать приоритет электромобилям и массовым недорогим моделям авто",  – добавил он.

Эксперт отметил, что автолизинг для частных лиц широко используется в развитых странах, например, в Германии, США, Японии. 

"Германия только за прошлый год в лизинг влила 80 млрд евро. Это один из самых больших успешных инструментов для обновления автопарка страны. Там есть так называемые специальные фонды – "дочки" автопроизводителей и автодилеров, которые могут финансировать на каких-то специальных условиях покупку у этих автопроизводителей. В США за прошлый год четверть всех авто для частных лиц и 50% электрокаров продавалась в лизинг. В Японии и Великобритании работает подписочный формат. Потребители платят ежемесячно фиксированную сумму, и туда в каких-то случаях входит заправка, техническое обслуживание, замена резины, электрозарядка, страховка", –  резюмировал Э. Эдоков.

Напомним, программа автолизинга для физлиц сейчас находится на обсуждении, ее параметры пока не озвучены министерством торговли и интеграции, которое занимается ее разработкой. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.