Рынок франчайзинга в Казахстане в 2013 году вырастет на 15%

18 марта 2013 года
Наибольшим спросом среди франчайзинговых проектов в Казахстане пользуются ритейл, фаст-фуд, медицина, туризм, образование и медиа. Для экономики наиболее прибыльными являются проекты с возможностью создания высокой добавленной стоимости. Между тем, по словам вице-президента Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнура Кисикова, франчайзинг – не волшебная палочка, и не все франшизы не могут быть успешными на казахстанском рынке. - Бекнур, логично будет начать нашу беседу с оценки: сколько франчайзинговых проектов было успешно реализовано на казахстанском рынке с 1994 года, а сколько так и не прижились? Почему? - С небольшой статистической погрешностью можно говорить о 5-7% банкротств. Нельзя забывать, что это период роста, и рынок не насыщен, поэтому этот период не будет сопровождаться большими банкротствами. Причины банкротств разные, но в первую очередь – это неправильный предварительный анализ рынка, продаваемой франшизы, ошибки в выстраивании политики сетей, большие ожидания от незнакомого рынку бренда, заложенная франчайзером и франчайзи высокая маржинальная стоимость товаров и услуг. - Франчайзинговые проекты каких отраслей экономики наиболее успешны на казахстанском рынка – пищевка, медицина, издательство? Какие отрасли являются проблемными? - На данный момент наибольшим спросом пользуются ритейл, фаст-фуд, медицина, туризм, образование, медиа. В этом мы не отличаемся от мирового рынка. Производственный франчайзинг, при котором импортируется технология, а не сам товар – пока у нас слабо развивается. Для экономики наиболее прибыльными являются проекты с возможностью создания высокой добавленной стоимости. Проблемы есть в любой нише. Основная проблема – зависимость от логистики, от поставок из-за пределов Таможенного союза. В пищевой промышленности – гармонизация стандартов HACCP и т.д. - Бизнес каких стран наиболее удобен для казахстанских компаний под франчайзинг и почему? - 80% мировых супербрендов франчайзинга принадлежат США, американские франшизы наиболее раскрученные и хорошо адаптационные. Также следует заметить, что американские франшизы часто имеют большую историю, опыт выживания в условиях кризиса, а значит, более устойчивые. Российские франшизы удобны для адапации в Казахстане в силу схожести менталитета. Европейские франшизы в области модной одежды легко дублировать, если это ритейл. Но в целом, важна не страна, а успешность и опыт франшизы. - Согласно прогнозу Союза франчайзинга KZ, в 2012 году оборот в секторе франчайзинга составил 1 млрд долларов. Ваш прогноз на 2013 год. - Сегодня мы наблюдаем небольшую стагнацию в силу перегруппировки многих франшиз. Согласно моему анализу в 2012 году оборот был 2 млрд долларов. Многое зависит от ТС, от возможности импортировать составляющие, от логистики. Пока рынок на стадии ожидания. Но благодаря внутритаможенной миграции в среднем рынок вырастет на 15% в этом году. - Какие наиболее характерные ошибки допускают казахстанские бизнесмены, когда запускают проект по франчайзингу? - В первую очередь – условия договора. Порой договора просто кабальные. Второе, франчайзинговый бизнес очень трудно развивать за счет кредитов с высокой ставкой. Нужно учитывать, что франчайзи платит роялти, паушальный взнос, какие-то дополнительные платежи в фонд франчайзера, у него цена может быть выше, чем у конкурентов. Выбор франшизы. Франчайзинг – не волшебная палочка, все франшизы не могут быть априори успешными на нашем рынке. Многие франшизы создаются специально под продажу, и очень важно смотреть историю развития компании. Всю подноготную бизнеса. В США это обязательное условие при франчайзинговых договорах. Там франчайзер согласно закону обязан предоставить все истории банкротства, долги и прочие вещи, которые могут отпугнуть покупателя. Многие пункты желательно заранее обговорить с партнером. Чаще всего покупатели франшизы действуют эмоционально, ориентируясь на бренд. А не на технологию, не удосуживаясь провести хотя бы небольшой маркетинговый анализ рынка. - Ваши прогнозы – какие проекты могут быть интересны казахстанским предпринимателям во время выставки, которая пройдет в Нью-Йорке? Какой новый опыт они смогут применить в нашей стране? - Нью-Йоркская выставка – крупнейшее мероприятие в области франчайзинга, одно из ключевых, определяющих тренды во всем мире мероприятий. Мы сейчас не гонимся за крупными брендами. Мы пытаемся создать пул маленьких. Социально ориентированных франшиз для малого бизнеса входной стоимостью в 3000-7000 долларов США. Сегодня для рынка Казахстана это очень востребованные франшизы. Да и в общем-то фундамент франчайзингового сектора – это малые франшизы. А США является лидером в области малых франшиз. - Можете ли Вы оценить примерный объем инвестиций, требуемый для запуска франчайзингового проекта в Казахстане? Можете ли привести кейс одного из франчайзинговых проектов? - Цены разные, от 4000 долларов (франшиза одной точки объявлений) до 12 миллионов (ритейл мини-маркетов). В среднем  это 80 000 у.е. Все зависит от точки, вида бизнес и т.д. Франшизы в области услуг не такие дорогие. Например, франшиза бухгалтерских услуг составляет  50 000 у.е, а франшизы ритейла и фаст-фуда высокие – от 200 000 у.е. и выше. - Насколько эффективна государственная программа по развитию франчайзинга в части безвозвратной дотации 30% стоимости проекта? Может, необходимо внести изменения в программу, чтобы сделать ее более мобильной и эффективной? - Самое главное – кредитование стартапа без бюрократических проволочек. На данном этапе программа нормальна. Теперь важно, чтобы она реализовалось, и тогда через 2 года мы можем говорить о каких-то изменениях. - Какие меры, на Ваш взгляд, со стороны государства необходимо предпринимать для поддержки развития франчайзинга в Казахстане? - Поддержка социальных франшиз. Этот тренд сегодня набирает в мире силу. Кредитование предприятий, где созданы рабочие места для социально уязвимого населения. Со стороны Минтруда – внедрение программ занятости с упором на развитие франчайзинговых малых проектов. Опять же, дополнительные формы кредитования на льготных условиях франшиз. Социально важных для экономики страны. Подготовил Елтай ДАВЛЕНОВ, LS
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.