МВФ прогнозирует падение цен на сырье

31 октября 2011 года
  Миссия Международного валютного фонда (МВФ) под руководством Аны Люсии Коронель посетила Алматы и Астану с 21 по 28 октября для изучения ситуации, сложившейся в экономике и финансовом секторе в период после состоявшихся в июне 2011 г. консультаций по Статье IV, и для обсуждения экономических перспектив. Об этом сообщает Национальный банк РК. По завершении визита г-жа Коронель сделала следующее заявление: "Восстановление экономики продолжается уверенными темпами, чему способствуют благоприятные цены на нефть и возобновление роста объемов производства в сельском хозяйстве после прошлогодней засухи. Несмотря на слабую динамику в строительстве и сфере недвижимости, персонал МВФ прогнозирует рост реального ВВП в 2011 году на уровне 6,5%. Иностранные активы находятся на высоком уровне и составляют $72,5 млрд. (40% от ВВП) с учетом международных резервов и ресурсов Национального фонда, формируя достаточный буфер для экономики. Благодаря увеличению объемов экспорта сырья увеличилось положительное сальдо текущего счета, а связанные с нефтяной отраслью прямые иностранные инвестиции и поступающие из внешних источников средства способствовали сохранению притока капитала. В значительной степени по причине более высоких мировых цен на продовольствие и топливо, а также ввиду роста доходов населения (включая повышение заработной платы в бюджетной сфере на 30% в июле), темпы годовой инфляции на конец сентября составляли 8,75% и, начиная с января, превышали запланированный государственными органами уровень в 6-8%, несмотря на более широкое применение регулируемых цен. Депозитная база растет (за счет средств государственных предприятий) при небольшом увеличении объемов кредитования, но балансы банков остаются уязвимыми, что усиливает неприятие рисков и подрывает финансовое посредничество. Быстрый подъем экономики Казахстана после кризиса 2007-2009 годов вселяет надежду. Однако восстановление происходит на фоне быстрого ухудшения внешнеэкономической обстановки. Экономическая активность в мире снижается и становится более хрупкой, уверенность ослабевает, а негативные риски усиливаются. Структурные проблемы, с которыми столкнулись пострадавшие в результате кризиса развитые страны, оказались сложнее, чем ожидалось, а процесс разработки и реализации реформ приобрел менее определенный характер. В связи с этими осложнениями возникают явные негативные риски для глобального роста по причине возможных задержек в урегулировании кризиса в «еврозоне» и восстановлении негосударственного спроса в США. В случае материализации этих рисков, скорее всего, цены на сырье упадут, а объемы мировой торговли и движения капитала сократятся, тормозя рост в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах. Учитывая его зависимость от экспорта сырья и тесные связи с международными рынками, Казахстан, как и многие другие страны, может пострадать в результате таких потрясений.   В сложившейся обстановке, сохраняющиеся слабые места в банковской системе Казахстана являются поводом для беспокойства. Несмотря на реструктуризацию внешней задолженности и финансовую поддержку со стороны государства, качество банковских активов продолжало ухудшаться, а объем неработающих ссуд остается на крайне высоком (по международным меркам) уровне. Высокие объемы начисленного, но не полученного процентного дохода, высокая доля реструктурированных ссуд и низкая прибыльность создают риски для нормативов достаточности капитала. Целевые субсидированные кредиты, адресная поддержка со стороны государства и адаптивная денежно-кредитная политика вряд ли будут способствовать росту кредитования в ближайшей перспективе, учитывая, что банки по-прежнему не желают рисковать, а крупные юридические лица продолжают снижать долю заемных средств. При отсутствии значительных потрясений положение банков может постепенно улучшиться. Однако, учитывая неопределенную ситуацию в мировой экономике, было бы желательно применить инициативный подход для обеспечения полного оздоровления банковской системы и повышения ее способности противостоять потенциальным потрясениям и направлять сбережения на производительную деятельность. Значительное ухудшение мировой экономической обстановки, в частности – возможное отрицательное воздействие со стороны крупных соседних государств, окажет отрицательное влияние на экономику Казахстана и его банковскую систему. Передача воздействия будет происходить в виде сокращения объемов доступных ресурсов и увеличения стоимости заимствований (для банков, юридических лиц и квазигосударственных структур), а также ослаблении доверия, что, в свою очередь, приведет к дополнительным трудностям для банков. Несмотря на обилие в экономике финансовых ресурсов, такая ситуация создаст множество трудностей для директивных органов, а также станет препятствием для реализации задач обеспечения роста за счет развития негосударственного сектора и экономической диверсификации, предусмотренных «Стратегическим планом развития до 2020 года». Справиться с этими трудностями могут помочь своевременные и решительные меры по укреплению банковской системы Казахстана. Государством был принят целый ряд целесообразных решений: отменены налоговые положения, препятствовавшие списанию безнадежных ссуд; укреплена нормативно-правовая база за счет мер, направленных против кредитования в иностранной валюте и на увеличение требований к минимальному размеру капитала; принята новая концепция урегулирования проблемных активов. Тем не менее, необходимо предпринять дополнительные серьезные усилия. В первую очередь необходимо действенным образом добиться правильной оценки кредитов и формирования резервов (на случай их невозврата) всеми банками. Кроме того, в соответствующих случаях необходимо предпринять конкретные действия для снижения объема безнадежных ссуд и пополнения капитала банков за счет средств акционеров или государства. Необходимо подготовить планы чрезвычайных действий на случай возникновения указанных обстоятельств. Принимая во внимание неопределенность обстановки, следует проводить гибкую макроэкономическую политику. Недавнее небольшое увеличение норматива обязательного резервирования приветствуется в качестве шага в сторону менее адаптивной денежно-кредитной политики. Национальному банку следует осторожно балансировать между оказанием поддержки финансовому сектору и сдерживанием инфляции. Запланированная постепенная бюджетная консолидация по-прежнему является целесообразной, и должна быть сосредоточена на обеспечении качества расходов. Органам денежно-кредитного и налогово-бюджетного регулирования следует быть готовым корректировать условия, если внешние потрясения будут оказывать влияние на отечественную экономику. Более высокая гибкость обменного курса будет способствовать адаптации экономики к этим потрясениям. В перспективе следует продолжать проводить контрциклическую бюджетную политику, а бюджет следует готовить в соответствии с целями макроэкономической политики и оптимальным использованием нефтяных ресурсов. Приветствуются планы государственных органов по сокращению ненефтяного дефицита бюджета в среднесрочной перспективе. Социальные расходы должны осуществляться с учетом более совершенной системы защиты населения, чтобы не прибегать к административным мерам для сдерживания инфляции. Более того, имеется значительный резерв для более динамичной деятельности негосударственного сектора и дальнейшей экономической диверсификации, что обеспечит менее дискриминационный характер экономического роста и обеспечит благополучие всего населения. В этой связи обнадеживающим фактором является недавнее улучшение показателей в рейтинге «Дуинг бизнес», а дальнейшие успехи в вопросах управления, прозрачности и институционального строительства, в сочетании с оздоровлением финансового сектора, приведут к появлению новых возможностей для инвестиций и роста".
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.