Кайрат КЕЛИМБЕТОВ: ФОНД «САМРУК-КАЗЫНА» ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ СЕРЬЕЗНЫМ АКЦИОНЕРОМ БТА БАНКА

13 октября 2009 года
О дальнейшей судьбе «Фонда стрессовых активов» (ФСА), позиции Казахстана в переговорах по реструктуризации внешних долгов БТА банка и развитии рынка арендного жилья в стране рассказал журналистам 9 октября в Астане председатель правления госхолдинга «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов. - Что будет с ФСА? - Вы знаете, что ФСА был создан в свое время для решения проблем плохих активов в банковском секторе. Если объяснить проще, то это плохие кредиты, которые становятся невозвратными. Соответственно, в своей классификации банки их должны отражать как безнадежные. Проблема стала второй по значимости после обслуживания внешнего долга. То есть, с одной стороны, на банки есть давление, что они должны обслуживать внешний долг. С другой стороны, проблема того, что те доходы, из которых обслуживаются внешние долги, уменьшаются в виду того, что [ссудный] портфель ухудшается. И для того, чтобы решать проблему плохих долгов, многие страны придумали специальный механизм – это фонд стрессовых активов. Вы помните, что первоначально была идея закачать туда значительные средства, но в итоге из бюджета было выделено 72 млрд тенге. На первой стадии фонд выполнял резервную функцию, в частности, он предоставлял ликвидность банковскому сектору, прежде всего, банкам с государственным участием… Поскольку в целом жизнь стала налаживаться в банковском секторе (Вы знаете, что Альянс банк провел успешные переговоры по реструктуризации [внешнего долга]; БТА банк ведет настойчиво переговоры), правительство приняло решение использовать эти средства для решения других задач, которые накопились в целом в период кризиса в экономике. Вы знаете, что были выбраны несколько направлений. Это опять же поддержка стрессовых активов – кредитование объектов в сфере недвижимости. Здесь, прежде всего, речь идет об активах компании «Куат»… Второе направление – это поддержка малого и среднего бизнеса. Принято решение, что по обрабатывающему сектору, то есть по тем отраслям промышленности, которые необходимо поддержать в кризисный период, ставка косвенно субсидируется. В целом будет рефинансирование произведено, чтобы для конечных заемщиков ставка была на уровне 8% [годовых]. Для этого ФСА предоставляет банкам средства под 1% [годовых]. Естественно, он делает себе в убыток. Но в целом идет поддержка сектора малого и среднего бизнеса. И третье направление очень важное – это поддержка низкорентабельных отраслей новых индустриальных проектов в Казахстане. Это поддержка совместно со средствами «Банка развития Казахстана». Низкорентабельные проекты, но которые имеют большой социальный и экономический эффект, будут финансироваться [по ставке] не выше 8% [годовых]. Мы охватим большое количество проектов. Если просуммировать, то в целом 72 млрд тенге идут в трех больших направлениях… Я думаю, что в целом до конца года будут уже достигнуты большие результаты по реализации этой программы. Тогда вопрос встает, нужен ли дальше фонд стрессовых активов, и какую функцию, кроме реализации этих 72 млрд тенге, он будет выполнять? Еще одно такое крупное направление – это поддержка фондом стрессовых активов банков второго уровня по ряду направлений, в том числе, например, направление недвижимости. В свое время в Казахстане был принят закон о секьюритизации, который позволяет ФСА с банками и в целом государству создавать специальные финансовые компании, которые будут выпускать облигации, соответственно, они будут обменивать их на выкуп тех или иных плохих кредитов банков. С одной стороны, одни бумаги меняются на права требования в других бумагах. Что происходит фактически? Происходит очень важное явление, что банк, если агентство финансового надзора будет разрешать ему это делать, сможет показывать свои убытки и списывать их не одномоментно, а в течение, например, трех и пяти лет. То есть первый год – это 20% списания, второй год – еще 20%, и, скажем, в течение четырех-пяти лет довести его до 75%. Соответственно, эта специально созданная финансовая корпорация будет работать по этому плохому кредиту. Например, это какой-то недостроенный жилищный комплекс или какие-то земельные объекты. Если эти объекты вырастут в цене в течение ближайших трех-пяти лет, соответственно, деньги возвращаются этой корпорации. Она из каких-то денег платит банку, из каких-то денег получает свой доход. Если, наоборот, они не возвращаются, то, соответственно, взаимные требования друг другу исчезают. Но зато баланс самого банка будет очищен. То есть самая главная задача – это очистка баланса банков, начисление провизий планомерное, которое позволяет эту проблему не заморозить как гири на ногах, а поэтапно ее потихонечку списывать. Это важная роль фонда стрессовых активов. Объемы, которые будут происходить по банкам, какие направления активов, с какими банками будут заключаться соответствующие соглашения, - это предмет будущей работы ФСА. Именно поэтому его работа будет направлена на долгосрочную перспективу. - Какой объем токсичных активов у банков? Динамика какая? - Динамика очень плохая, конечно. В целом, нормальный уровень плохих активов при не кризисной экономике считается 10% в портфеле. У нас в целом они занимают сейчас 30%. Это официальная статистика. Соответственно, банки обязаны начислять резервы, так называемые, провизии… Те или иные эксперты говорят, что уровень проблемных активов может быть выше. Это может быть и 40%, и 50%. Поэтому проблема требует системного решения. Таким системным решением является новое направление работы ФСА. В целом проблемные активы, говорят, занимают, по разным оценкам, от 3 до 5 млрд долларов в первой десятке банков. Соответственно, эта проблема должна не разрастаться, как раковая опухоль, а ее, наоборот, нужно изолировать. - Сейчас растет? - Сейчас растет в виду многих неопределенностей. В виду того, что многие бизнесы, которые начинались в период экономического бума, конечно, в достаточно сложной ситуации. Поэтому сейчас наступает время работать с плохими активами. Работа ФСА –это лишь один из механизмов той программы, которая в целом готовится Национальным банком, АФН, правительством, фондом «Самрук-Казына». И я думаю, что до конца мы эту программу представим. - По ФСА правильно я понял, что фонд будет и дальше капитализироваться? Если по этому году говорить и по следующему, со стороны государства какие это суммы будут? - То направление, про которое я говорил, не подразумевает больших сумм. Для создания каждой такой специальной финансовой корпорации нужно условно для каждого учредителя не более 200 тысяч долларов. Что касается, будет ли правительство вкачивать дополнительные средства, этот вопрос такой – покажет обсуждение бюджета. Я пока в проекте бюджета на 2010-2012 годы это не заметил. - Недавно председатель правления БТА Анвар Сайденов говорил о том, что в меморандуме, который был подписан с комитетом внешних кредиторов 21 сентября, значится пункт 1.18 – о возможности аннулирования выпущенного капитала, поскольку капитал отрицательный. Как Вы считаете, возможен ли все-таки исход этого дела, что эти акции будут аннулированы? - Сейчас идет переговорный процесс. Мне неправильно было бы высказывать те или иные пункты. Меморандум, который был подписан, является предварительной рекогносцировкой двух сторон. Это сегодняшняя позиция самого БТА банка и его кредиторов по поводу того, какая модель финансовая позволяет, чтобы БТА коммерчески был выживаем. То есть идет речь о коммерческой выживаемости банка. Она базируется на двух основных параметрах финансовой модели. Первая модель – это тот долг, который висит в целом на БТА банке. Вы знаете, что он достаточно большой. Это различные долги, это и специально выпущенные бонды, и двусторонние соглашения, и торговое финансирование. По каждому классу кредиторов сегодня БТА ведет соответствующие переговоры. Второе – очень важно, что Вы знаете, что по БТА было специальное решение правительства и монетарных властей о том, что 75% его доли будет принадлежать государству. Оператором определен фонд «Самрук-Казына». Соответственно, были инвестированы определенные средства. Но после того, как более детальное разбирательство произошло по работе БТА банка, были обнаружены существенные злоупотребления и существенные хищения в этом банке, которые говорят о том, что в целом необходимый уровень провизий достаточно высокий. Две стороны сегодня спорят между собой, такой уровень провизий должен быть или вот такой. Соответственно, должна использоваться единая методология. С нашей стороны работает консультант – аудиторская компания KPMG. Со стороны кредиторов работает компания Deloitte. И в ходе переговоров они должны прийти к какому-то выводу. Но если говорить о предложении, которое прозвучало от БТА банка, то, конечно, оно состоит в том, что фонд «Самрук-Казына», наверное, является наибольшим кредитором. - 212 млрд тенге там было размещено? - Помимо этого, там были облигации выпущены. Я думаю, что фонд «Самрук-Казына» в той модели, которую предлагает БТА банк, рассчитывает на то, чтобы он [госхолдинг] был серьезным акционером. И этой позиции сегодня придерживается казахстанская сторона. - То есть тот меморандум, который был подписан, - рамочный документ, ничем не обязывает? - Это рамочный документ. То есть он необязателен. Но основные переговоры, как показывает практика по Альянс банку, будут вестись при заключении конкретных соглашений, которые будут окончательным мнением комитета кредиторов. Их мнение и мнение казахстанской стороны… должны прийти к определенному общему знаменателю. Тем более что АФН совместно с национальным банком выдвинули требование, что переговоры основные должны закончиться в начале декабря. Это говорит о том, что у нас осталось очень мало времени, и мы должны очень сильно трудиться и приходить к взаимным компромиссам, чтобы решить эту задачу. - Этот вариант Вы считаете невероятным, который кредиторы предлагают, - пункт 1.18? - Я не буду такие эмоциональные оценки давать. Все требует обсуждения. - Это нехороший пункт? (Смеется) - Как обстоят дела по созданию прозрачного рынка арендного жилья? - Дела обстоят хорошо. Первый дом, который будет сдан в аренду, достраивается, и сейчас заканчивается процедура оформления его покупки. Но в основном, конечно, дома будут достраиваться в первом и втором квартале следующего года. В настоящее время мы готовим проект закона, который в октябре будет внесен в правительство. Мы потом будем просить парламент достаточно быстро его принять… Суть модели…очень простая. Она позволяет снимать жилье в аренду с правом последующего выкупа. То есть каждый платеж…будет являться вкладом в ту копилку, которая в целом потом позволяет в течение долгосрочного периода, например, 15-20 лет выкупить эту квартиру. Я думаю, что появление на рынке арендного жилья 15 тысяч квартир в Астане и Алматы, снимет большую нагрузку и станет тем естественным решением жилищного вопроса со стороны государства…
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.