ДОРОГУ ОСИЛИТ АФН?

28 января 2011 года
От уровня развития фондового рынка зависит накопительная пенсионная система Казахстана. Особенно это касается инструментов для инвестиций. Осознание финансовым регулятором этой аксиомы «дозрело» до одобрения правительством еще в конце января “Дорожной карты” развития накопительной пенсионной системы и рынка ценных бумаг до 2014 года. О базовых положениях этого документа рассказала группе журналистов в Астане председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Елена Бахмутова. Редакция LS публикует сокращенный вариант беседы. - Что представляет собой эта «Дорожная карта»? - Эта программа посвящена именно выполнению поручения главы государства. Нам было поручено разработать план повышения эффективности вложения, вообще, пенсионных активов в долгосрочном периоде. Именно поэтому в рамках плана предложено 4 направления. Первое направление - это собственно совершенствование регулирования надзора за пенсионными фондами, вопросы достаточности капитала, взвешивания по рисковым инструментам. И некоторые вопросы касательно накопительной системы военнослужащих и работников, занятых на вредных производствах. А второй блок касается уже повышения эффективности пенсионных накоплений, вопросов повышения ответственности эмитентов, инвесторов и участников рынка, то есть финансовых консультантов. О чем идет речь? Прежде всего, нужно обеспечить выход эмитентов на фондовый рынок. Для этого предлагается комплекс рыночных и административных мер. То есть должны выходить на рынок компании квазигосударственного сектора, а также компании, которые участвует в рамках государственно-частного партнерства. Это первое. Второе - те компании, которые выходят на внешний рынок и, в частности, получают листинг на иностранных фондовых биржах, должны в обязательном порядке разместить часть бумаг, в первую очередь долговых бумаг, на отечественном организованном фондовом рынке - на бирже. Сейчас такая норма присутствует, но она присутствует в качестве предложения инструментов, а не в качестве размещения. Мы предлагаем ввести это как обязательное требование. Кроме того, также предлагается пересмотреть налоговые стимулы для того, чтобы обеспечить приоритетность или стимул размещения на внутреннем рынке, нежели размещение на внешнем рынке. С точки зрения эмитентов также предлагается ввести ответственность за добровольный делистинг с фондовой биржи. В этом случае нарушаются права инвесторов, они не могут продать свои бумаги, в том числе пенсионные фонды. И это [вводимая мера] будет предотвращать систему дефолтов. А также [предусмотрены] обязательные выкупы [бумаг] при делистинге по отрицательным мотивам, когда делистинг производит фондовая биржа за нарушение эмитента по предоставлению информации для инвесторов через биржу. Это с точки зрения эмитентов. С точки зрения инвесторов в целях их защиты предполагается усилить нормы по включению необходимой информации для пользователей, а именно в проспекте о выпуске ценных бумаг должны обязательно указывать целевое назначение денег, которые они привлекают. Сейчас это более обтекаемо написано. Далее - ковенанты, которые должны исполнять эмитенты в случае ухудшения финансового состояния при размещении ценных бумаг - долговых, в частности, на фондовой бирже. Кроме того, еще увеличивается, вообще, перечень информации, которая должна быть доступной инвесторам, которые покупают ценные бумаги. Увеличивается ответственность финансовых консультантов, которые размещают ценные бумаги, представителей держателей облигаций и аудиторов, которые готовят отчет для предоставления его на фондовой бирже. Еще один блок касается правовых вопросов. А именно: мы предлагаем вести институт регулирования рейтинговых агентств, но мы это будем делать постепенно по мере изучения международной практики. Сейчас в мире актуален этот вопрос. И [предлагается] повысить статус финансового суда для того, чтобы все иски по сделкам, которые совершаются на нашем казахстанском организованном рынке, могли рассматриваться в рамках финансового суда, то есть суда, который имеет для этого полномочия и опыт. Мы полагаем, что это также будет способствовать приходу иностранных инвесторов на казахстанский фондовый рынок для того, чтобы обеспечить здесь ликвидность. То есть основное резюме – нужно стимулировать, чтобы наши отечественные эмитенты в первую очередь думали о внутреннем рынке, когда они, вообще, думают о заимствованиях на фондовом рынке. Во-вторых, для того, чтобы создать ликвидность на внутреннем рынке, мы должны расширить спектр инвесторов на этом рынке, в том числе за счет привлечения иностранных инвесторов на казахстанский рынок и иных инвесторов. Также мы должны стимулировать и индивидуальных инвесторов, в том числе через интернет-трейдинг, для того, чтобы они могли здесь торговать бумагами, и тогда будет обеспечен необходимый уровень ликвидности, спектр эмитентов, и это позволит иметь нормальный работающий фондовый рынок, который является основой для повышения эффективности пенсионных накоплений граждан. - Все эти предложения будут в виде поправок в законодательство? - Эти предложения сейчас просто в рамках «Дорожной карты». Естественно, каждый госорган по своему направлению будет работать. В частности, блок, о котором я вам говорила, будет реализован, в том числе и в рамках закона по минимизации риска… Некоторые предложения вошли, некоторые мы будем обсуждать с депутатами, то есть какой-то блок вопросов, я думаю, найдет разрешение в рамках закона по вопросам минимизации рисков. Если понадобятся еще какие-то изменения в подзаконные нормативные акты, то, я думаю, все это тоже будет сделано. По крайней мере, из того, что касается Агентства. Что касается других госорганов, там задействованы министерства труда и социальной защиты населения, финансов, индустрии и новых технологий, потому что они, в основном, занимаются государственно-частным партнерством… - Вы сказали, что для казахстанских эмитентов предусматривается льготное налогообложение, чтобы они размещались в Казахстане… - Я не говорю о льготном налогообложении, я говорю о стимулирующем налогообложении для того, чтобы эмитентам было более выгодно размещаться внутри страны, нежели за рубежом, то есть это будет пакет стимулирующих мер. Это, естественно, требует дополнительного рассмотрения, изучения, и будет рассматриваться совместно с министерством финансов, министерством экономического развития и торговли, то есть с теми, кто за это ответственен и, естественно, с рынком. Мы говорим о комплексе мер, потому что определенные стимулирующие меры есть на фондовом рынке, но, к сожалению, получается, что формально в листинг фондовой биржи включается, а на самом деле вся торговля происходит в Лондоне или где-то. Формально у нас как бы есть листинг на фондовой бирже, но ликвидности у нас, к сожалению, нет. Первыми как раз, кто страдает от этого, являются пенсионные фонды. Они вынуждены покупать бумаги уже на вторичном рынке. То есть еврооблигации сначала размещаются в Лондоне по самой лучшей цене, потом эти же самые еврооблигации достаются нашим пенсионным фондам уже по другой цене. Мы хотим, чтобы первыми, кто принимал все доходы на себя, а не риски, были пенсионные фонды. Но я поддерживаю высказывания, которые были на совете по экономической политике… Конечно, нужно, в основном, рыночные инструменты использовать, а не административные, потому что административные, как правило, обходятся всякими арбитражными моментами, а рыночные больше направлены на достижение эффекта. - Насколько теперь смогут расти ежегодно пенсионные накопления. Есть какие-то прогнозы? - Они все время растут. По размерам объем депозитов населения и объем пенсионных накоплений практически одинаковые. - Доходность разная. В последнее время получается, что по депозитам выше… - Риск выше по кредитам. Уровень неработающих кредитов в банковском секторе, вы знаете, какой – достигает порядка 30%, а с просрочкой платежей сейчас снижается, но он порядка 24%. А доля дефолтных бумаг в портфеле пенсионных фондов составляет меньше 2%. То есть получается профиль риска разный. Банки по определению готовы взять на себя более высокий риск, а пенсионные фонды, в принципе, не должны брать на себя такой высокий уровень риска. Потому что они в первую очередь должны обеспечить инфляцию [покрытие]. Поэтому программа рассчитана на то, чтобы сбалансировать риски и доходность… - А по какой цене предлагается в обязательном порядке выкупать акции в случае делистинга? - Не знаю, этот вопрос требует очень серьезного рассмотрения. Это было предложение в рамках специально созданной с участниками рынка рабочей группы, и они настаивали на этом, в частности, пенсионные фонды. Поэтому, я думаю, чтобы найти компромисс, надо эту меру обсуждать. Потому что есть эмитенты, которые хотят выйти на фондовый рынок. Но можно так зарегулировать, что мы просто эмитентов, которые бы вышли на такой рынок, при котором есть одна ответственность, и нет никакой привлекательности, не найдем. Поэтому, я думаю, разумный компромисс нужен всегда… Сейчас у нас действует норма, что маркет-мейкер должен выкупать, если бумага находится в листинге… Собственно говоря, это аналог. Это может быть маркет-мейкер, это может быть сам эмитент, и он должен резервировать определенные средства, чтобы делать этот выкуп. Как это будет реализовано, это можно будет обсудить с участниками рынка. Но только в том случае, если это добровольный делистинг или принудительный делистинг по причине нераскрытия информации. Ни в коем случае нельзя усугублять положение эмитента, если он  находится в сложном, дефолтном состоянии. Здесь, наоборот, должны быть механизмы разрешения ситуации, а не так, чтобы еще больше на дно его посадить. Лучше предоставить время под контролем, конечно, представителей держателей облигаций, иных кредиторов, чтобы этот институт вытащить со дна. Тогда в долгосрочном режиме инвесторы возвратят деньги. А если компанию обанкротить, то будут только сиюминутные потери и для самой компании, и для инвесторов. Поэтому рыночная среда - это институт сбалансированных интересов, и нужно уметь друг друга слушать… - Kookminbank, когда заходил в капитал «Банка ЦентрКредит», купил у мажоритарного акционера акции по цене более 2000 тенге за штуку в августе 2008 года при рыночной цене на тот момент примерно 1400 тенге. А миноритарии не смогли продать по той же цене, что и мажор. Если ваши предложения будут приняты, будут ли исключены такие случаи? - Это частный случай. В законе «Об акционерных обществах» есть специальная регламентация, когда утверждается на общем собрании методика определения стоимости акций при выкупе. То есть это все базовые принципы корпоративного управления. Если акционер хочет, чтобы его права не нарушались, то он должен участвовать в жизни акционерного общества. Звучит, конечно, пафосно. Участвовать каким образом? Эта методика определяется, значит, ее надо изучить, потому что когда-то эта методика может сработать, и тогда акционер прямо будет задействован в этом. Во-вторых, в законе по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав инвесторов устанавливается конкретная финансовая ответственность членов совета директоров. То есть каждый акционер, в судебном порядке, естественно, может обратиться к совету директоров за компенсацией нанесенного обществом материального ущерба. А до обращения в суд совет директоров обязан будет рассмотреть такой иск. Это принятая в цивилизованном мире система сдержек и противовесов, когда члены совета директоров, вообще, органы управления, должны действовать в интересах всех акционеров и интересах общества. Чтобы эта норма прижилась, требуется время, но она рассчитана на долгосрочную перспективу. - Предложения о том, что 20-25% акций и облигаций нужно выводить на казахстанскую биржу, коснутся только новых эмитентов? - Естественно, для новых. Я думаю, это будет касаться новых эмитентов. Пока это «Дорожная карта» – это те ориентиры, к которым мы должны двигаться. А уже конкретные нормы, формулировки будут обсуждаться с рынком, заинтересованными госорганами, и найдут свое отражение либо на уровне законодательных актов, либо на уровне подзаконных актов, в частности, АФНа. Все нормативные акты вы можете найти на сайте АФНа и в открытой печати. Ничего закрытого для публики у нас нет. Более того, все проекты нормативных актов мы согласовываем с Ассоциацией финансистов и с «НЭП «Союз «Атамекен». То есть они являются у нас аккредитованными общественными организациями, и с ними мы работаем. Это не значит, что мы всегда соглашаемся с ними, но, по крайней мере, у них есть возможность высказаться, и свою позицию довести до нас… - А почему именно 20-25%, а не 100% от объема эмиссии ценных бумаг эмитентов предлагается в обязательном порядке размещать на казахстанской площадке? - Вы знаете, в «Дорожной карте» не содержится ни 20%, ни 25%. Там написано просто -рассмотреть. Сегодня написано [в законодательстве] просто: на одних и тех же условиях цены для иностранных и местных покупателей. То есть получается, что по акциям - не менее 20%, а по облигациям - не менее 25% должно быть предложено на внешнем и внутреннем рынке на одинаковых условиях цены. Сейчас такая норма. Когда мы ее писали, [полагали], что достигнем результата, однако эмитенты ее обошли. Поэтому сейчас со стороны рынка предлагается сделать конкретную норму размещения. Она тоже, конечно, чревата последствиями, потому что может получиться так, что на рынке предлагаются эти бумаги, а покупать их никто не хочет. И тогда у эмитента будут проблемы: у него будут желающие купить эти бумаги на внешнем рынке, а он вынужден их держать на внутреннем рынке. Поэтому надо быть очень осторожными с применением административных мер. - Если будут продаваться госпакеты акций ENRC и Казахмыс, как это будет происходить? - Это депозитарные расписки. Это нерезиденты Республики Казахстан. А эта норма касается резидентов РК. - То есть они под регулирование не подпадают? - Нет, к сожалению. В Налоговом кодексе написана такая норма, что местом принятия решений является Казахстан, но, к сожалению, ее очень сложно доказать – что является местом принятия решений. В случае с ENRC все-таки местом принятия решений является не Казахстан. - То есть госпакеты будут продаваться на зарубежных площадках? - Я не могу сказать ничего про госпакеты. Я думаю, что этот вопрос вам надо будет задать либо премьер-министру, либо тому, кто осуществляет владение со стороны государства. - А что касается госпакетов в банках? Государство же обещает выйти из «БТА банка» и «Альянса банка». - Они могут быть реализованы на Казахстанской фондовой бирже. Но не надо забывать, что у нас есть требования по крупному участнику. Любой акционер, который намерен купить более 10% акций банка, обязан предварительно получить разрешение от АФНа на приобретение такого пакета, и эту норму никто менять не собирается. Эта норма стандартная, и без получения такого разрешения мы имеем право, по закону, требовать расторжения [сделки].
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.