О проблемах в сфере госзакупок рассказал министр финансов Бахыт Султанов, передает корреспондент LS.
Сегодня в сфере госзакупок нерешенным остается ряд проблемных вопросов, отметил министр. В первую очередь это касается большой доли закупок из одного источника, что влечет за собой риск коррупционных проявлений.
Так, в 2014 году доля таких закупок от общего объема составляла 79%, в 2015 году – 75%, 2016 году – 69%. При этом из указанных 69% (1,6 трлн тенге) закупок из одного источника 39% (881 млрд тенге) приходятся на закупки по основаниям, предусмотренным законом о госзакупках.
"Основная доля несостоявшихся конкурсов, а это около 80%, приходится на работы, связанные со строительством. Это несмотря на высокую конкурентную среду в закупках в этой сфере. В среднем количество участников на один такой конкурс составляет 7-8 компаний. Причины массовых отклонений заявок по закупкам строительства в основном связаны с проектно-сметной документацией. Конкурсные документации требуют представления неоправданно большого количества подтверждающих справок и содержат устаревшую технику", - подчеркнул он.
В целях недопущения отклонений по формальным причинам Минфин упрощает требования к участникам закупок, где упор будет сделан на репутацию и коэффициент налоговой нагрузки.
Кроме того, по словам Султанова, низкий уровень квалификации большинства участников закупок приводит к приобретению некачественных товаров, работ, услуг.
Также глава ведомства рассказал о механизмах поддержки предпринимателей в рамках нового законопроекта о госзакупках. Так, в рамках развития системы централизованных закупок расширен перечень товаров, работ, услуг, приобретаемых через единого организатора – Комитет по государственным закупкам. Добавлена мебельная промышленность. Разработан законопроект, предусматривающий возможность объединения мелких закупок в один крупный лот. То есть единый организатор по заявкам заказчиков сможет формировать лоты по отраслевой принадлежности (детские сады, школы, больницы, административные госучреждения), что позволит стандартизировать закупки.
В рамках законопроекта устанавливается компетенция ведомства по определению для заказчиков способов закупок. Это позволит обязать заказчиков закупать мебель и продукцию легкой промышленности только через конкурс с предквалификационным отбором. При этом главным критерием его прохождения будет наличие производственной базы.
Министр отметил, что в целом перед правительством стоят две задачи – внедрение единой системы госзакупок по принципу централизованной службы и кардинальный пересмотр подходов по проведению закупок в квазигосударственном секторе, сфере естественных монополии и недропользователей.
"На областном уровне единым закупщиком станут действующие управления госзакупок при акимате областей. На районном уровне это будут вновь созданные отделы госзакупок при акимате района либо эти функции будут возложены на существующие отделы районных акиматов. Перечни товаров, работ, услуг для всех вышеперечисленных уровней будут определяться Минфином на основе и результатах анализа закупаемых товаров. Тем самым будут четко разграничены полномочия между уровнями централизованных служб", - рассказал он.
По закупкам квазигоссектора предлагается закрепить четыре ключевых вопроса: первое - это установление единых правил закупок для всех субъектов квазигоссектора, в том числе нацхолдингов "Самрук-Казына", "Байтерек", "Казагро". Второе - закрепление подконтрольности государству закупок квазигоссектора. Третье - установление ответственности работников квазигоссектора за нарушения правил закупок через административное и коррупционное законодательство.
"При этом очень важно понимать, что никто не собирается возвращать в орбиту Закона "О государственных закупках" регулирование закупок квазигоссектора. Для этого разработаем отдельные правила, которые в отличие от госзакупок будут более гибкими. Они будут содержать лучшие практики корпоративного сектора", - резюмировал министр.
В свою очередь аким Алматы Бауыржан Байбек высказался о том, что следует пересмотреть процедуру обжалования.
"В настоящее время в городских конкурсах на строительство в среднем участвуют по 10-20 компаний, большинство из регионов, которые обжалуют протоколы итогов. При этом часть участников подделывают документы. Очень много фактов. Часть обжалующих вообще не является потенциальными участниками, но тем не менее мы рассматриваем эти жалобы. Все это приводит к долгим конкурсным процедурам. С учетом отмены это время до 146 дней. Это крайне негативно отражается на состоянии бюджетных средств", - рассказал он.
Байбек отметил необходимость ввести ответственность для поставщиков за предоставление недостоверной информации и необоснованные жалобы. По мнению акима, необходимо исключить обжалование лицами, не являющимися потенциальными участниками либо потенциальными победителями.
"Я хотел отметить, что службы внутреннего аудита и сами местные исполнительные органы, государственные органы как раз должны упор делать на превентивность, чтобы не доводить до жалоб. Есть много стадий до этого, для того чтобы пресечь проблемы. Есть стадии, когда вывешивается конкурсная документация, и она может потенциальными поставщиками уже на этой стадии оспорена, внесены предложения для того, чтобы это исправить. Надо упор делать на предварительную стадию. Но, конечно, систему надо добалансировать. Этот законопроект на это и направлен", - ответил на это министр финансов Султанов.
Между тем премьер-министр Бактыжан Сагинтаев потребовал разобраться в проблемах в сфере государственных закупок.
"Бахыт Турлыханович, все акимы подтвердят, что в вашей службе, которая в регионах, через них - это инструмент остановить все конкурсы. Поэтому вы у себя тоже разберитесь и наведите порядок там. В установленные сроки до конца июня должны внести законопроект в мажилис. Работу будем продолжать. Если какие-то изменения новые появятся, тогда попросим депутатский корпус, чтобы нас поддержал", - подчеркнул Сагинтаев.
Новый законопроект планируется внести в мажилис уже в июне 2017 года.